Динамика (динамичность или статичность), как характеристика компози-
ции, достигается, наряду с другими средствами, также и с помощью контраста и
нюанса. Нюанс изображает движение , а контраст - завершенное движение, т.е.,
покой, статику. Но не все так просто. Здесь нужно вспомнить определение кон-
траста и нюанса, как различия качественного и количественного. Движение, вы-
раженное нюансом , будет ощущаться тем больше, чем большеколичественные
различия среди элементов композиции (на грани контраста). С этой точки зрения
можно уточнить различие между контрастом и нюансом в субъективном воспри-
ятии: если в композиции из однообразных элементов ощущается движение (даже
если различие между элементами большое), то мы имеем дело с нюансом, если
движение отсутствует, то это - контраст. Такой подход позволяет определять кон-
траст и нюанс не по формальным признакам, аконтекстуально, от восприятия
ситуации. Два одинаково различающиеся элемента композиции могут восприни-
маться и как контрастные, и как нюансные. Кажущаяся субъективность данного
подхода оборачивается большей объективностью: восприятия движения или от-
сутствия его среди разных людей более схожи, чем смысл, который разные люди
вкладывают в слова “нюанс” и “контраст”; “большое различие” и “малое разли-
|
чие”. Например, как оценивать такую форму, как полоса? С одной стороны ,
здесь явно ощущается движение, эта форма динамична. С другой cтороны - мы
видим контрастные пропорции формы. О нюансе, кажется, и речи быть не может.
Но здесь - явление иного порядка: глаздвижется по поверхности полосы - созда-
етсяконтекстуальный образ движения. Объясним его с точки зрения контраст-
ности. Это -нюанс положения в пространстве, непрерывное изменение положе-
ния точек этой поверхности относительно наблюдателя - в одном направлении.
Именно это, а не линейные соотношения сторон - определяющее свойство поло-
сы в данном случае.
Движение может не тольковыражаться средствами контраста и нюанса, но
ихарактеризоваться ими. То есть, движение может быть нюансным или контра-
стным. Такая характеристика относится кпластике движения. Любая протяжен-
ность вызывает ощущение движения, в основе этого ощущения лежит нюанс (см.
выше), но направление движения
может резко меняться - и мы получаемкон-
трастную пластику движения. Если же направление движения меняется плавно -
перед нами нюансная пластика.
Врисунке, живописи и скульптуре данная тема также служит для харак-
теристики объекта изображения и самого изображения.
Композиция: 1. Из набора однородных элементов, различающихся по од-
ному из признаков, организовать композицию: а) динамическую; б) статическую.
Изучить закономерности “работы” контраста и нюанса по отношению к движе-
нию.
2. Организовать композицию с различными пластическими характеристи-
ками: а) нюансная пластика движения; б) контрастная пластика движения.
Архитектура. Пример контрастной пластики можно наблюдать в ц. Иоанна
Предтечи Широкова погоста (Рис. 4) - в скатах крыш. Вообще, сооружения из де-
рева чаще всего отличаются контрастной пластикой.
Другой пример - нюансной пластики - здание аэровокзала арх. Ээро Саари-
нена, Нью-Йорк, 1962 г.
Рис.5
Здесь с помощью нюансной пластики создается образ стремительного дви-
жения, выражающего идею полета, что вполне логично для здания, предназначен-
ного для временного пребывания в нем, для подготовки к полету.