Контрастность - Форма

 

Анализ формы с точки зрения контрастности - инструмент формотворчества

архитектора. Не следует забывать, что цель формотворчества - смыслотворчество

(функция также - смысл формы), поэтому нельзя сводить контраст и нюанс к

формальным средствам композиции, а искать в каждом случае смысл их возник-

новения и применения. Самая контрастная из геометрических форм - тетраэдр

(взятый отдельно, как фигура в пространстве). Контраст здесь проявляется в рез-

кой перемене направления ребер и граней и в разнице направлений движений из-

нутри, из центра к вершинам. Это - “внутренний” контраст, выражающий внут-

ренние противоречия формы. Внешний же контраст (или нюанс) - это отношения

форм между собой и с пространством. Здесь тот же тетраэдр, размещенный на

плоскости, нюансен по отношению к ней. Формы могут контрастировать между

собой по величине, конфигурации, пластике и т. д.

Все, что сказано выше, можно отнести кобъемной форме, но не только к

ней. Форму имеет любая целостность - от молекулы до государства и мира.

Смысл контрастной формы - внутренняя противоречивость, внутреннее напряже-

ние, борьба с внешним. Не зря в животном и растительном мире контрастные

формы наблюдаются там, где (или с помощью чего) идет борьба или защита - зу-

бы, когти, рога. В искусстве контрастные формы появляются в периоды войн и

революций: русский авангард, французский романтизм, немецкий экспрессионизм

и т.д.

Нюансные формы - внутренний компромисс, примирение с внешним. Это

формы звезд и планет, обточенной водой гальки; плоды, предназначенные для

 


 

съедания. Это искусство благополучных эпох - барокко, рококо, российская жи-

вопись начала века - “мир искусства”, “голубая роза” и т. д.

 

Архитектура представлена в подавляющем большинстве контрастными

формами. Этим выражается сама идея дома - быть укрытием, противопоставлять

себя окружающему, внешнему пространству. Нюанс в архитектуре появляется

там, где исчезает необходимость в противопоставлении. Пример этого - арка и

купол в храмах. Здесь не должно было быть противоречия, контраста между по-

толком, крышей и небом. В последнее время все чаще стали появляться нюанс-

ные архитектурные формы. Это связано не только с развитием технологии, сде-

лавшей возможным появление таких форм, но и появление необходимости таких

форм в силу изменившихся отношений человека и природы. Эту сторону развития

архитектуры представляет, например, направление ”экологическая архитектура”.

В основном же архитектурные формы остаются контрастными, и именно их кон-

трастность обычно предпочитается потребителем. Логически поразмыслив, мож-

но сделать вывод, что самыми контрастными формами должны обладать здания

банков и офисов крупных предприятий. Контраст с окружением - условие их су-

ществования как целостности. Здесь контраст выступает не только в объемной

форме, но и в особо качественной отделке, суперсовременной технологии ( High-

Tech ) и, конечно, - в стилистических отличиях.

 

Врисунке, живописи и скульптуре вопрос о контрастности формы так же

актуален, как и в архитектуре, анализ формы с точки зрения контрастности, неиз-

бежно приводит и к анализу содержания, выражаемого через форму, что приводит

в свою очередь к философскому осмыслению изображаемого.

Логично студентам-архитекторам эту тему изучать на примерах архитекту-

ры во время пленэрной практики:

1.Этюды и зарисовки архитектурных сооружений и их деталей. Показать

контрастность и нюансность архитектуры и ее окружения.

 

Композиция. 1. Организовать: а) контрастную; б) нюансную объемную

форму по аналогии с архитектурным объектом или природной формой.

 

2. а) контраст; б) нюанс двух объемных форм.

 

Архитектура:


 

 

 

Рис.6 . Спасский собор Анд-

ронникова монастыря. 15 в.

Московский стиль храмового


зодчества.


Килевидные


ко-


кошники, развивая форму за-

комар, подчеркивают верти-

кальное направление развития

формы (нюанс).

 

 

Контрастную же форму в архитектуре можно встретить там, где форма

должна быть агрессивной - небоскребы крупных банков и фирм - контраст по

размеру, общественные здания - контраст с окружающей средой.

 

Контрастность - Свет/цвет

 


 


Закономерности


проявления контраста


и


нюанса


в


цветовых


сочетаниях хорошо изучены и описаны в литературе по цветоведению. Отметим

лишь некоторые особенности:

Красный цвет, безусловно, контрастен синему. Но как отнестись к сочета-

нию розовый - голубой? Хроматическая часть этих цветов контрастна. Но есть в

этих цветах и ахроматическая составляющая - белый цвет. Если белый цвет пре-

валирует в сочетании этих цветов, то перед нами - нюанс белого цвета. То же са-

мое - и с другим ахроматическим цветом - черным. Таким образом, чем насыщен-

нее цвета, тем сильнее между ними контраст. Если считать белое и черное цвета-

ми, то тоновой контраст - этоцветовой контраст между черным и белымцвета-