Пространство как объект архитектуры - это объект организации. Организо-
ванное пространство является композицией. Контраст и нюанс, как средства ком-
позиции являются средствами организации пространства.
Организованное пространство как композиция - целостно иконечно,
как конечно его восприятие, и (см. “Пространство”) имеет своюструктуру, со-
стоящую из элементов: центра, периферии, границ, осей. Пропорциональность,
масштабность -свойства (в отличие от элементов) пространства как композиции,
наряду с динамикой, контрастностью и т. д. Контрастность - это одно изсвойств
организованного пространства, но это одновременно исредство композиции, т. е.,
средство организации. Это - средства выделения
центра,
доминанты,
субдоминанты, средства изображения движения и т. д. (см. “Контрастность”).
Композиция. 1. Организовать пространственную композицию с выделени-
ем центра средствами контраста и нюанса. Для конкретизации задания можно от-
талкиваться от конкретного организованного архитектурного пространства по
слайдам, фотографиям или планам.
2. “Доминанта и субдоминанта в архитектурном пространстве”. Организо-
вать композицию - модель конкретного архитектурного пространства.
3.См. ПО - 2. Организовать вход в здание: а) контрастный с окружаю-
щим пространством; б) нюансный.
Архитектура. Как любую композицию, архитектурное пространство можно
оценить с точки зрения его контрастности. Например, пространство многочислен-
ных “черемушек” - метрический контраст. Он создается примерно равными пус-
тыми промежутками между домами, чаще всего не нюансированными другими
архитектурными формами. По улицам таких застроек невозможно гулять - движе-
ние здесь происходит “перебежками” от дома к дому через пустые пространства.
Изменим
масштаб. Отдельное здание с прилегающим к нему пространством также можно
характеризовать как контрастное или нюансное. Высотное здание контрастирует с
окружением. И наоборот, крестьянское жилище с подворьем -нюансно. Еще при-
мер. Что такое паперть? Это нюансный переход от окружающего пространства в
пространство церкви. Вход же во многие конторы-офисы представлен настолько
контрастно с окружающим пространством (роскошной отделкой, резким разгра-
ничением внутреннего и внешнего пространств...), что внутрь психологически
трудно войти.