Контрастность – Образ

 

 

Нюанс, как было сказано выше, несет идею, образ различия и движения.

Контраст, в свою очередь, это противопоставление, борьба двух противоположно-

стей или их динамическое равновесие. В этой связи определяется понятиедоми-

нанты: это элемент композиции, выделяющийся среди других, несущий образ

главенства. Доминанту можно также определить с помощью понятий контраста и

нюанса - как завершение нюансного ряда или - контраста с окружением.

В композиции доминанте может противостоятьсубдоминанта, близкая или

равная по активности доминанте. Доминанта и субдоминанта выражают также

образ борьбы или динамического равновесия. Сами образы также вступают в кон-

трастно - нюансные отношения.

Вархитектуре колонна контрастна антаблементу, как опора контрастна тя-

жести; стена контрастна пространству, как преграда простирающемуся простран-

ству. Лестница - пример нюанса в архитектуре. Интересно рассмотреть с этой


 

точки зрения вестибюль. Это нюанс внешнего и внутреннего пространств.

Если вестибюль обставлен “по-домашнему”, в него психологически трудно войти,

так как усиливается контраст между общим (уличным) и отчужденным (занятым

местом, чьим-то “домом”).

 

Тождество, как частное проявление категории различий, несет в себе образ

единообразия мира, его стабильности, стабильности его законов, и их проявления

в форме. В архитектуре тождество широко применяется, и это логично, но до тех

пор, пока единообразие не перерастает в однообразие, что нередко приходится

видеть. Однообразие - неправдиво, так как объективный мир характеризуется не

только стабильностью, но и развитием через изменения. Стабильность, как тожде-

ство образов, заключена в таких понятиях, какархетипы, стереотипы, идеалы.

Заметим здесь, исходя из сказанного выше, они также подвержены изменениям, а

значит, могут быть контрастны и нюансны сами себе во времени. Основная роль

искусства с этих позиций естьизменение идеала, как способа понимания (значит

- приспособления) мира личностью и обществом. Художественный образ характе-

ризуется отношением к идеалу, и он может быть нюансным идеалу, т. е. выражать


и осуществлять развитие, движение идеала.


Также


образ


может


быть контрастным к идеалу. Художественное изображениеплохого, отрицатель-

ного, есть контраст к идеалу.

 

Рисунок и живопись. 1. Тематический натюрморт на основе:

 

а) контраста; б) нюанса. (Примерные темы: “Тишина”, “Элегия”, “Диспут”,

“Праздник” и т. д.).

 

Композиция. 1. Тематическая композиция на основе контраста и нюанса

(Темы: “Нежность”, “Таинство”, “Агрессия” и т. д.)

2. Контраст образов. Тематическая композиция. (Темы: “Старое и новое”,

“Кривое и прямое”, “Легкое и тяжелое” и т. д.).

3. Образ тождества и симметрии. Тематическая композиция. (Темы: памят-

ник стабильности, геодезический знак и др.).

 

 

Пример изархитектуры:

 


 


 

Рис. 7


 

И. Голосов. Проект рабочего клуба. 1928 г.


Контрастные между собой геометрические формы и материалы, а также

отход от традиционной архитектуры (контраст к старым идеалам), передают

стремление, характерное для революционной эпохи, к изменению старого мира.