Пропорции – Ритм

 

Отображая движение с помощью контраста и нюанса, ритм является про-

порциональным рядом. Поскольку ритм определяетсязакономерностью, по-

стольку в его основе лежит пропорция. Различные системы пропорций создают

различные ритмы, легко различимые тренированным восприятием “на глаз и на

слух”. Непропорциональный ряд не является ритмом, это - хаотический ряд, кото-

рый по аналогии со звуковыми проявлениями, можно назвать “шумом”.

 

В рисунке, живописи и скульптуре умениевидеть ритм, позволяет также

видеть пропорции, их характер, их род, и видеть отклонения от них, что характе-

ризует индивидуальные особенности натуры (см. задание по композиции № 3).

 

Композиция.1. Сочетание ритмических рядов, основанных на различных

системах пропорций. Смысл задания в том, чтобы студенты могли зрительно

представлять и узнавать системы пропорций. Знать их свойства и отличительные

особенности для дальнейшего использования в композиции.

2. Преобразование хаотического ряда в ритмический. Хаотический

ряд должен иметь явственный признак ряда, а не пятна или полосы. В ходе рабо-

ты выясняется, что хаос также трудно создать, как и гармонию. Сознание в любом

беспорядке ищет и находит порядок. На втором этапе работы, найдя в хаотиче-

ском ряде закономерность, развить и усилить ее. Найти пропорциональную харак-

теристику найденного ритма.

3. Организация хаоса ритмом. В отличие от задания № 2, “Хаос” здесь уже

задан - разбросанные гвозди, спички, кнопки, моток проволоки, нитки и др. Спо-

собы организации могут быть совершенно разными: манипуляции с заданным ма-

териалом, выделение отдельных элементов, введение новых элементов, группи-

ровка и прочее. Способы организации и являются предметом изучения в этом за-

дании. Возможно выполнение подобного задания в рисунке с натуры, например,

рисунок букета.


 

 

Архитектура:

 

 

Рис. 8 Арх. Баншафт. Библиотека Биник Йельского университета. 1964 г. Здание

выделяется своими собственными пропорциями и ритмом, обособляясь и, тем са-

мым, подчеркивая иные пропорции окружающих зданий.