Пропорции – Динамика

 

Динамические пропорции, в основном, характеризуются иррациональными

числами ( 2 , 5 , золотое сечение, функция Жолтовского и др.), а статические

пропорции - целыми числами. Отношения, основанные на числах Фибоначчи (1:1,

1:2, 2:3, 3:5, 5:8, 8:13, 13:21 ...) - это приближение к отношениям золотого сечения,

т. е., чем больше значение чисел, тем пропорции более динамические. (Здесь нуж-


но


заметить,


что


мы,


для


чистоты


рассуждений,


исключаем


образно-


контекстуальное восприятие пропорций, как это описано в главе “Контрастность -

Динамика”). Динамические и статические пропорции точнее будет называть соот-

ветственноживыми иискусственными, именно по этим признакам субъективно

воспринимается их динамичность. Надежным способом построения статических

пропорций является модульная сетка. (Пример модульной сетки, например, для

оттенков цветов - система Манселла [1]. Значит, эту систему можно охарактери-


зовать как статическую, искусственную).


Динамические


пропорции присущи всей живой природе и Вселенной, значит при применении

статических пропорций появляется возможность создать контраст с природной

средой, что иногда является более логичным в архитектуре, как искусственной

среде. Во всяком случае, вопрос этот всегда стоит перед архитектором и ответ на

него неоднозначен, хотя чаще всего он решается в пользу живых пропорций, как

более приятныхдля глаза.

 

Врисунке и скульптуре следует обратить внимание студентов, что анализ

и изображение пропорций натуры, особенно фигуры человека, с помощью равных

отрезков (например, размер головы к росту - 1 : 8) приводит к статическим, ис-

кусственным пропорциям, что неправдиво по отношению к живой натуре.