Существует множество подходов, концепций объяснений понятия “про-
странство’’ - математическое пространство, психологическое, перцептивное про-
странство, художественное пространство, картинное, обыденное, духовное про-
странство и т. д. и т. п. Существует также множество и определений пространства
от простейшего: “Пространство - это незанятое место”, афористичного: “Про-
странство - протяженность пустоты” до сложных построений экзистенциализма.
Следующее определение представляется для наших целей наиболее объек-
тивным и обобщенным: пространство – категория объективного мира, выра-
жающая порядок расположения одновременно существующих объектов [12].
Слова “выражающая порядок” говорят о том, что это еще не сам порядок распо-
ложения (иначе, нужно было бы сказать“определяет порядок”), авозможность
иметь порядок расположения. Отметим здесь проявление одного из основных
свойств пространства -потенциальность.
Далее, слова “порядок расположения” обозначают наличие еще одного
свойства пространства -структуры. Геометрическая структура пространства
включает в себя протяженность (то есть, измерения- два и более), а также точки,
линии, плоскости, объемы и другие пространства, низшего по сравнению с основ-
ным пространством, порядка, меньшей мерности. Пространство как абстракция,
пространство вообще - не имеет и не может иметь других свойств, кроме потен-
циальности и структуры. Такое пространство мы назовем “пустым пространст-
вом”. Пустое пространство, казалось бы, не может иметь структуры, так как здесь
нет составляющих частей этой структуры, но получив название “пустое”, оно по-
лучает характеристику своего устройства, т.е., получает структуру. (В математике
ноль - это тоже число).
Из
определения
следует
возможность появления там “одновременно суще-
ствующих объектов”. Как только в пространстве появляется объект, оно сразу же
получаетназвание как первый закон своего существования. Если появляется ар-
хитектурное сооружение, то - “архитектурное пространство”, если духовные идеи,
то - “духовное пространство”, если реальные предметы, то - “реальное простран-
ство”, если геометрические фигуры, то - “геометрическое пространство”, и т. д.
Геометрическое пространство удобно для того, чтобы быть моделью других
пространств. Например, точка -модуль пространства - мельчайшая частица про-
странства, изменение которой ведет к изменению самого пространства (то есть,
небезразлично для пространства). Для музыкального пространства, к примеру,
модуль - это звук наименьшей длительности. Линия геометрического пространст-
ва соответствует мелодии в музыке, а плоскость, возможно, - тональности.
Итак, пространство - это многомерная структура, включающая в себя взаи-
модействующие (или потенциально взаимодействующие) объекты. Пространство,
в котором мы живем - мир - является вместилищем всех других пространств, ре-
ально существующих, выделенных или созданных человеком благодаря присутст-
вию в нем человека. Пространства - реальное, физическое, объективное - все они
существуют независимо от человека, и уже только поэтому они - только часть
Мира, который включает в себя еще и сознание, и культуру, как творение созна-
ния.
Реальное, воспринимаемое нами, пространство в психологии называется
“перцептивным”. Слово “перцептивное” подчеркивает две стороны явления: то,
что реальное пространство дано намтолько в восприятии, и то, что оно воспри-
нимаетсяне только зрительно, но и в процессе обитания в нем (функционально).
Однако название “реальное пространство” лучше отражает не только его суще-
ствованиенезависимо от человека, но и, что очень важно для архитектора, его
относительную одинаковость восприятия разными людьми, поэтому в дальней-
шем мы будем пользоваться термином “реальное пространство”.
Реальное пространство и картинная плоскость.
Кар-
тинная плоскость - это пространство рисунка и живописи, это носитель изобра-
жения - информации о реальном пространстве. Она имеет свою структуру, кото-
рой в той или иной мере подчинено изображение.
Картинная плоскость представляет собой, как правило, четырехугольник,
что естественно и логично для изображения реального пространства, где верти-
каль перпендикулярна горизонтали.
Итак, отметим элементы структуры картинной плоскости -вертикаль и го-