Пропорции - Образ

 

Каждая система пропорций несет свой образ. Золотое сечение, например,

это образ роста, образ живой материи. Он выявляет смысл этой пропорции, как

выражение закономерного развития материи. Пропорции, основанные на числах


2 , 3, 5


- пространственные пропорции. Они выводятся из структуры трех-


мерного пространства. Древние художники и зодчие интуитивно чувствовали об-

раз той или иной пропорции и очень точно применяли их в своем творчестве.

В древнегреческой архитектуре применялось прямое заимствование

пропорций мужской и женской фигуры при создании архитектурных ордеров.

Храмы, посвященные мужским богам, наделенные силой и мощью, выполнялись в

дорическом ордере. Ионический и коринфский ордера применялись для выраже-

ния изящества, стройности и нежности образов богинь.[9].

Если древние греки в пропорции вкладывали образы человеческого

тела, то архитекторы (вольные каменщики) европейского средневековья, в соот-

ветствии с духом времени, вкладывали в пропорции мистический смысл и исхо-

дили из геометрических построений, на основе, например, равностороннего тре-


угольника


(триангулирование), как образа Троицы, или на основе квадрата


(квадрирование).


 

 

Рис. 11 Нотр-Дам де Пари.

1163-1257 гг. - квадрирова-

ние.

 


 

 

 

Рис.10 Система три-

ангулирования Ми-

ланского собора.

1386-1858 гг. (по илл.

Цезаря Чезарино )

 

Древнерусские зодчие переняли через Византию древнегреческую систему

пропорций, что явилось естественным для православной религии, которая стре-

мится к совершенствованиючеловеческого духа. “Легко видеть, какой организо-

ванной роскошью разнообразных соотношений, способных удовлетворить любую

фантазию, располагает новгородская мерная трость.” [22, с. 32]. (Новгородская

мерная трость - измерительный инструмент древнерусского зодчего найдена при

археологических раскопках). То, что человеческая красота мыслилась как духов-

ная, внутренняя выражалась в том, что пропорции храмов определялись в основ-

ном повнутренним, интерьерным, размерам. Кроме того, в древнерусском зодче-

стве и декоративном искусстве существовало по меньшей мере три шкалы про-

порций для разных сословий - торговая, церковная и княжеская, сгармонирован-

ные между собой. [22 ].

 

Композиция. 1. Организовать одну и ту же композиционную конфигура-

цию в различных системах линейных пропорций. Исследовать результаты.

2. Организовать композицию с задачей, раскрыть образ примененных

пропорций.