Ритмический ряд состоит из изменяющихся элементов. Изменение воспри-
нимается как результат движения. Таким образом, ритм, показывая изменения,
изображает движение. Метрический ряд, показывая изменение положения эле-
|
мента
в
пространстве,
изображаетравномерное
движение.
Характеристики движения, изображаемого с помощью ритма, могут быть совер-
шенно различными: равномерно замедляющееся (ускоряющееся), равномерно ме-
няющееся (ритм+метр), неравномерно меняющееся и так далее. Ритм может быть
простым и очень сложным, состоящим из сложения нескольких простых ритмов.
Сложение большого количества ритмических закономерностей может восприни-
маться как хаотическое движение. Это значит, что преодолен порог восприятия
закономерностей. Здесь сознание включает другой механизм восприятия, образно-
ассоциативный. Мы подключаем свой опыт восприятия и находим новую законо-
мерность в хаосе - в сплетении веток и листьев березы мы видим кудрявость, а у
ивы - “плакучесть”.
В нагромождении камней мы видим лицо человека. В последнем случае, не
найдя ритмической характеристики, как меры обобщения, сознание освоило ин-
формацию, какконкретный образ, похожий на нечто виденное ранее. Это проис-
ходит тогда, когда не обнаруживается ни ритмической закономерности, ни более
обобщенной - образной - характеристики сложного ритма, называемойпласти-
кой.
Врисунке, живописи и скульптуре пластика - одна из важнейших харак-
теристик изображаемой формы и формы изображения. Игнорирование пластики
ведет к хаосу в изображении и, как следствие, к неадекватному его восприятию.
1. Наброски различных предметов и фигуры человека с задачей пере-
дать их внутреннее и внешнее движение через пластику.
Композиция. 1. Организовать композицию на основе простого ритма, за-
тем, путем прибавления других ритмов, усложнить ритмическую закономерность
вплоть до порога восприятия ритма.
2. Преобразовать хаотический ряд в ритмический с помощью выделения
найденной ритмической закономерности или пластической характеристики.
3. Организовать ритмические ряды с различными характеристиками движе-
ния (равномерное, быстрое, медленное, убыстряющееся, равнонаправленное).
Вархитектуре ритм, как выражение движения, выступает как в своем “чис-
том” виде, так и в виде пластики. В первом случае ритм выполняет функцию ор-
ганизующего начала, определяя направление движения и выявляя тектонические
особенности формы. В “ордерной” архитектуре метрический ритм колонн пред-
ставляет равномерное движение вдоль стены, тогда как ритм горизонтальных
членений раскрывает с помощью нюанса движение роста - вверх, и нарастания
тяжести - вниз.
Пластика, ритм несут информативную функцию - это алгоритм движения,
алгоритм освоения пространства. Яркий пример - пластика барокко. Зная только
архитектуру барокко, можно представить себе как двигались, говорили и жили
люди той эпохи. Эпоха Просвещения, изменив свое отношение к миру и про-
странству, в частности, изменила также ритм и пластику архитектуры. Архитек-
тура классицизма - этодругое движение.