Динамика – Форма

 

Любое движение, происходя в пространстве, имеет свою форму, как и лю-

бая форма является результатом движения. “Чтобы исследовать формообразова-

ние в живой природе, необходимо дать динамическое определение элементарно-

му понятию “форма” - определение, которым были бы соединены в целое пред-

ставления о росте, как о процессе энергетическом, и о геометрическом его со-

держании, как “овладении пространством”... Такой смысл наиболее близко ото-

бражен словомэкспансия - расширение, распространение.”[22, с. 57]. Задача ар-

хитектуры, как “второй природы” также - овладение пространством. При всей

статичности архитектуры, ее динамика заключена в способе овладения простран-

ством. Этот процесс может быть описан различными глаголами, такими как - сто-

ять, возвышаться, располагаться, укрывать, огораживать и т. д., то есть, и архи-

тектурным формам свойственна динамика, но эта динамика - не та, что присуща

формам, предназначенным для движения. Такие формы, появляющиеся иногда в

архитектуре, выглядят странно и неправдиво. Вот что пишет по этому поводу ав-

тор такого динамичного здания - “Башни Эйнштейна” Эрих Мендельсон через два

года после ее создания: “Во внешнем облике современного парохода выражены, в

принципе, законы движения морских животных. Все его формы свидетельству-

ют о вполне логичном стремлении конструктора к тому, чтобы они имели наи-

более обтекаемые очертания... Попытки перенести эти принципы движения в

архитектуру свидетельствуют о полном непонимании существа архитекту-


ры.”[15, с. 311].


Другой


пример - здание музея С. Гуггенхейма архитектора Ф.-Л. Райта. Его динамика

выглядит уместно, так как выражает идею кругового движения осмотра экспози-

ции. Правда, темп этого движения слишком быстр - это настоящий волчок, но эта

странность также уместна - как разрушение стереотипа - одна из главных задач

искусства модернизма. Таким образом, правдивость формы зависит от соответст-

вия ее функции, как способу ее существования, то есть динамическому смыслу.

Динамический смысл формы соответствует понятиютектоники.

Врисунке, скульптуре и живописи понимание динамического смысла

формы помогает уйти от мелочного срисовывания натуры, помогает мыслить

большимисмыслоформами, как подобает архитектору.


 


1.


Конструктивные наброски


с


различных


предметов.


Выявить динамический смысл формы.

 

2. “Динамизация форм”. Рисование с натуры натюрморта с задачей: а) уве-

личить динамичность форм; б) увеличить их статичность.

3. Наброски с движущихся людей (прохожие, спортсмены и др.). Передать

динамику того или иного действия.


 

Композиция. 1. Организовать объемную форму: а) статичную;


 

б) дина-


мичную. Проанализировать работы на другие темы с точки зрения статики и ди-

намики.

2. Организовать объемную композицию с заданной характеристикой движе-

ния (медленное круговое, встречное, быстрое горизонтальное и т. д.).

 

 

Динамика - Свет (цвет)

 

Сочетание цветов может усиливать или ослаблять динамику композиции.

Происходит это за счет энергии взаимодействия цветов между собой. Ясно, что

малонасыщенные цвета обладают небольшой энергией взаимодействия. Наи-

большая энергия взаимодействия - у контрастных цветов. Но энергия - это еще не

движение. Энергия - это готовность к движению, потенциал. Показать движение,

изобразить его, дать ему направление, темп и другие характеристики цветом мож-

но лишь с помощью цветового нюансного ряда. Таким образом, наиболее дина-

мичной будет та композиция, в которой будет присутствовать и цветовой нюанс,

и контраст, то есть, и энергия, и движение.

 

Вархитектуре мы чаще наблюдаем нюансные цветосочетания, что естест-

венно и логично - если с помощью нюанса намечается движение, то оно скользит

вдоль плоскости стены, подчеркивая ее целостность. Цветовой контраст уместен

между отдельными архитектурными деталями (например, красная крыша - белая

стена), это повышает энергию всей архитектурной композиции, ту потенциальную

(или экстенциальную) динамику, ту силу, что скрепляет композицию воедино.

Живопись. 1. Натюрморт из предметов быта. Задача: цветом усилить дина-

мику или статику композиции.

2. Цветодинамика улицы. Творческая работа по этюдам с натуры (пленэр).

 

Композиция. 1. Цветовое оформление композиций одинаковой конфигура-

ции: а) динамическое; б) статическое.

2. Предложения по раскраске конкретных архитектурных объектов с точки

зрения цветодинамики. Клаузура по фотографии или чертежам.