Динамика – Материал

 

Внутренняя, скрытая динамика материала - это его способность противо-

стоять внешним воздействиям, что выражается в егопластике.Пластичность -

это способность менять свою форму, под воздействием внешних сил (или движе-

ний), т. е., нести следы движений, а значит - изображать движение. В композиции,

в той или иной форме, всегда присутствует тема сопротивления материала, борь-

бы с ним и преодоления его. Задача художника, стремящегося показать, выявить

материал, - поддаться его пластике, оставить следы своих движений, следы борь-

бы с материалом. Тема борьбы эстетически ценна для человека, впрочем, как и

тема преодоления, когда материал полностью послушен мастеру, полностью “ук-

рощен”. Но в цирке, например, хороший дрессировщик никогда полностью не по-

давляет волю животных, борьба и победа человека - такова тема представления,

возможно, и всего искусства в целом.

 

Вархитектуре, в силу ее масштабности, материал по-своему проявляет и

пластику. Основные действия строительства - этовозведение, т. е. преодоление

тяжести;ограждение, т. е. преодоление пространства в горизонтальном направ-

лении; ипокрытие - защита от природных стихий. В первом случае материал

проявляется в виде открытых опорных конструкций; во втором - какразвитие

плоскости стены (кривизна стены - проявление материала - это подметил как-то

Корбюзье; ровная стена - это преодоление материала); в третьем случае материал


проявляет себя в конфигурации крыши.


Ин-


тересен пример Эйфелевой башни. Это, пожалуй, единственное сооружение, в

чистом виде выражающее идею преодоления высоты с помощью металла. Это не

несение тяжести, как в опорах зданий, а вознесение самое себя - монумент метал-


лической лестнице, памятник металлу, как материалу.


Пла-


стические свойства материала проявляются также при разрушении его. Поэтому

так живописны, так привлекают внимание старые вещи, старые дома, развалины.

Все это - борьба со временем, где время еще не победило. Место, где материал

побежден, разрушен - свалка - не вызывает положительных эмоций. Здесь - мате-

риал, потерявший свою силу, пластику. Здесь он даже теряет свое название и по-

лучает новое - хлам или мусор.

 

Врисунке, живописи и скульптуре имеется два понятия материала: мате-

риал изобразительный и материал изображаемый, отсюда и темы заданий:

1. Натюрморт из предметов, различных по материалам. Передать пла-

стические характеристики изображаемых материалов.

2. Упражнения и задания с задачей, раскрыть пластические возможности

художественных материалов.

 

Композиция. 1. Пластические этюды. Работа с различными материалами.

Показать пластические возможности материалов.

2. “Преодоление материала”. Показать в материале качества, не свойствен-


 

ные ему. Например, твердость - в пластилине, мягкость - в металле,

тяжесть - в бумаге и т. д. Преодоление свойств материала позволит острее почув-

ствовать его пластику.