Динамика – Образ

 

Любое движение - это следствие действия, т. е. применения силы, т. е. собы-

тия. Таким образом, движение несет информацию о событии или егодинамиче-


ский образ.


Динамический


образ всегда метафоричен, как и любой образ. Воспринимая движение или его

изображение, мы ассоциируем его с чем-либо знакомым, из прошлого опыта. На-

пример, вьющиеся волосы напоминают движения змеи или льющейся воды (золо-


 


той


поток


волос).


Образная характеристика движения составляется


из характеристики ритма, его темпа, его контрастности, мощности, направления и

т. д.

 

Вархитектуре динамический образ - важная составляющая художествен-

ного образа как в отдельных произведениях архитектуры, так и архитектурных

направлений и стилей. Например, легкое кружение рококо, тяжеловесное барокко,

прихотливо извивающийся модерн, резкий и прямолинейный конструктивизм и т.

д. Как мы видим образ движения в архитектуре соответствует образу жизни во-

круг нее, как ее представляет архитектор.

 

Рис. 12 Кносский дворец (15-16 вв. до н. э.) и фрагмент росписи. Пример единого

решения архитектурного пространства на основе единого динамического образа,

образа легкого и неторопливого движения.

 

Врисунке, живописи и скульптуре художник, видя и изображая динами-

ческий образ формы и движения, прибавляет к нему и свою собственную динами-

ку, которая складывается издинамических идеалов и стереотипов современно-

сти и личной моторики художника. Таким образом, складывается сложный дина-

мический художественный образ, насыщенный разнообразной информацией для

человека, умеющего ее прочитать.

1. Творческая работа с натуры (натюрморт, пейзаж или портрет). Раскрыть

динамический образ изображаемого.

2. “Динамические идеалы и стереотипы”. Работа с натуры в одном из исто-

рических стилей.

 

Композиция. 1. Композиция на заданную или выбранную тему. (Твердыня,

банк, круговорот, снегопад и т. д.). Передать динамический образ.

2. Композиция в заданном или выбранном стиле. (Древний Египет,

Древняя Русь, конструктивизм, барокко и т. д.).

 
 


 

 

 

Форма - Свет (цвет)

 

Любую форму, существующую в пространстве отражающую или излучаю-

щую свет мы воспринимаем с помощью зрения. Зрение - это механизм восприятия

излучений и обработки, анализа полученной информации, т. е., глаз + мозг. Ана-

лиз визуальной информации происходит тремя путями: первый - настройка на

резкость, т. е., анализ напряжения мышцы, изменяющей кривизну хрусталика гла-

за; второй - механизм бинокулярного зрения, т. е. анализ разницы изображений

полученных правым и левым глазом; третий - анализ светотени. Первый путь

применяется, в основном, для восприятия удаленности предметов, остальные же

два - для восприятия и анализа формы, находящейся на более близких расстояни-

ях.

 

Врисунке и живописи используется только последний механизм воспри-

ятия формы - анализ светотени. Светотень - это инструмент иллюзорного изобра-

жения объемной формы. Процесс рисования с натуры должен выглядеть следую-

щим образом: а) бинокулярное восприятие формы; б) анализ светотени, выяв-

ляющий эту форму; в)воссоздание формы в картинной плоскости с помощью

светотени и перспективы. Простое перенесение светотени на бумагу, копирование

с натуры - это соревнование с фотоаппаратом. Опыт импрессионизма показал, что

на этом пути художественных возможностей не очень много.

1. Рисунки и этюды с натуры в различных условиях освещения. Изучение

закономерностей светотени. Особенно полезно задание с нижней подсветкой - не-

привычность освещения позволяет острее видеть эффекты светотени.

2. Декоративный натюрморт. Изображение постановки с условно заданным

освещением. Возможно выполнение задания в следующем порядке: построение - с

натуры, затем выявление формы светотенью - по памяти.

3. Светотень и цвет. Выявление объемной формы цветом. Принцип тепло-

холодности при передаче объема. Натюрморт из предметов быта. Эффект задания

можно усилить, введя условие ограничения палитры (например, три краски - чер-

ная, красно-коричневая и охра светлая). Это заставляет студентов анализировать,

а не копировать с натуры.

Композиция. 1. Подчеркнуть объемную форму с помощью раскраски, ими-

тирующей освещение.

2. Подчеркнуть объемную форму цветом. Сравнить специфику первого и

второго задания.

3. “Разрушение” объема цветом.

4. Проект окраски реально существующего здания. Различные варианты.

Клаузура по фотографии или чертежам.

 

Вархитектуре цвет - это мощное средство формообразования. Цветом

можно подчеркнуть форму или уничтожить ее, можно изменить смысл архитек-

турной композиции на противоположный и т. д.