Материал выражается в форме черезфактуру ипластику. Фактура - это
характеристика поверхности объемной формы, связанная с чувством осязания.
Зрение - продолжение руки, поэтому зрительное восприятие фактуры естественно
связано с тактильными ощущениями. Фактура - это проявление внутренних
свойств материала на его поверхности. Свойства материала проявляются при воз-
действии на него, например, при обработке (шлифовка, полировка, насечка и др.),
а также с течением времени различными случайными факторами. Здесь в мате-
риале отражаетсявремя. Наглядное отражение времени, изображение его, воз-
можно единственно этим путем. Ценность старой архитектуры, старых предметов
во многом состоит в этом их качестве - отображать течение времени. Связь с
прошлым позволяет человеку ощутить не только пространство вокруг себя, но и
Время. Оттого так затрагивают наши чувства руины и развалины, старые вещи.
Оттого наши чувства молчат при виде новенького отреставрированного памятни-
ка архитектуры, или “новодела”(современной старины), или электрического само-
вара “под старину”.
Пластика, в отличие от фактуры, - это проявление свойств материала не на
поверхности, а в самой объемной форме, т. е. материал определяет своеобразие
формы. Одна и та же форма, выполненная из дерева и глины имеет, конечно же,
различную пластику.
Вархитектуре материалом “изображаемым” являетсяфункция. Соответст-
вие формы и функции определяет реализм в архитектуре. Обычно форма всегда
соответствует функции так, как их понимает архитектор. Меняются или добавля-
ются функции - меняются архитектурные формы. Если Корбюзье считал, что жи-
лье должно удовлетворять физиологическим потребностям человека, то в резуль-
тате так понятой функции жилья и появились однообразные унылые коробки ти-
повых домов.
Здесь мы видим и “сопротивление” архитектурного материала, связанное с
ценой. Одна из сторон мастерства архитектора - умение преодолеть это сопротив-
ление, создать архитектуру с наибольшей функциональностью за наименьшую
цену. Формотворчество же за счет заказчика - безнравственно. Это пустая бессо-
держательная трата денег. Форма должна быть красивой и интересной, но это
лишь одна измногих функций архитектуры. Оригинальной, современной форма
становится, когда появляется новый материал или новая функция. Новые мате-
риалы и функции создает жизнь, т. е. заказчик. Дело архитектора - придать им
адекватные формы. Трудно перечислить все функции архитектуры , назовем лишь
некоторые: ограждение от внешней среды, удовлетворение физиологических по-
требностей, связь с миром, автономность, современность, красота, оригиналь-
ность, символичность, экологичность, просторность, освещенность, прочность,
возможность трансформировать, дешевизна, транспортабельность, гигиеничность,
эмоциональность,
культурная преемственность,
индивидуальность,
безопасность, простота, юмор и т. д. и т. п. Они же - свойства архитектурной фор-
мы. Так же художник, изображая какой-либо предмет, видит множество его
свойств, но передает самые, на его взгляд, характерные. Строительные материалы
также влияют на архитектурную форму, но это влияние не определяющее. Под-
даться пластике строительного материала, эстетически освоить его, чаще всего и
логичнее, и дешевле, но нельзя и фетишизировать материал, как это делали, на-
пример, новые бруталисты. Внешний вид, к примеру, бетона не всегда радует глаз
своим цветом. Пример - детский сад из некрашеного бетона.
Рисунок и живопись. 1. Изображение предметов из различных материалов.
Изучить и показать влияние свойств материала на пластические особенности
формы предмета.
2. “Руины”. Изображение памятников старины, отмеченных временем. Бы-
тие материалов во времени.
3. “Старое и новое”. Постановка из предметов новых, современных и ста-
рых. Раскрыть тему пластическими средствами.
4.
Постановка из предметов быта. Передать фактурное богатство
постановки.
5. Архитектурный пейзаж. Изображение фактуры и пластики в архитектуре.
Изучение пластических и фактурных возможностей различных строительных ма-
териалов.
6. Функция и форма. Изучение природных объектов (в том числе и анато-
мии человека) как отражение функции в форме. (Зарисовки растений, животных,
изучение конструкции человеческого тела).
Скульптура. 1. Лепка геометрических тел. Изучение пластических и фак-
турных возможностей скульптурного материала. В ходе работы анализируются с
этой точки зрения работы известных скульпторов.
2. Лепка с натуры. Задача - передать материал изображаемого с помо-
щью иллюзорного изображения фактуры и пластики.
3. Передать материал изображаемого, используя пластические свойства
скульптурного материала.
Композиция. 1. Организовать композицию с использованием сочетаний
различных материалов (пластилина, глины, гипса, кирпича, гвоздей и т. д.).
2. “Время”. Раскрыть тему с помощью различных материалов и пред-
метов, современных и старинных, новых и подержанных. Показать жизнь мате-
риала во времени.
3. Серия заданий на создание композиций, выявляющих различные свойства
какого-либо одного материала (бумаги, дерева, скрепок, спичек, глины и т. д.).
4. Изучение и нахождение способов работы с материалом с целью
получения эстетической формы, например, как в задании по композиции
Литовского государственного художественного института:
В резиновый
мешочек наливают жидкий гипс. С помощью различных воздействий ему
придается та или иная форма (подвешивают, кладут на плоскость, под пресс и т.
д.) [17, с. 140]. Можно также проделать опыты с глиной, с тканью, пропитанный
гипсом и т. д. Изучить метод работы Антонио Гауди.
тод работы Антонио Гауди. 5.
Фактурная композиция. Выполняется в объеме из одного материала, но с различ-
ной фактурной обработкой.