Форма – Пространство

 

Среди множества характеристик формы главной по отношению к простран-

ству является ее ориентированность в пространстве. “Ориентацию формы в среде

определяют соотношением ее положения или конфигурации с каким-либо ориен-

тиром, присущим среде.” [18, с. 74]. Геометрическое пространство в качестве

ориентира имеет систему координат. В реальном пространстве форма всегда ори-

ентирована относительно вертикали и горизонтального направления. Архитек-

турная форма вписывается также в среду географическую, физическую, социаль-

ную (в общем - архитектурную), и выбор ее ориентированности является частью

информации о ее содержании.

Форма всегда принадлежит объекту пространства. Можно сказать, форма -

этообъективированное пространство. В картине или рисунке создается свое

картинноепространство, и форма существует внутри него, подчиняясь его зако-

нам, структуре картинной плоскости. (Сама картинная плоскость тоже в свою

очередь - форма.) Объемную форму в трехмерном пространстве можно изобразить

разными способами (см. главу “Пространство”). Самой распространенной являет-

ся система ренессансной перспективы или фотоперспективы (а также линейной).

Изображения, полученные с помощью этой системы, близки к тому, что мы ви-

дим, воспринимая реальное пространство и объемную форму. Однако, существует

более точная система - системаперцептивной перспективы, основные положения

которой выглядят так (из книги Б. В. Раушенбаха “Пространственные построения

в древнерусской живописи.”): “1). Для среднего плана картинного пространства

перцептивная перспектива практически совпадает с линейной, дальний план ли-

нейная перспектива преуменьшает; 2). Для очень близкого и не слишком протя-

женного плана (т. е. оставаясь в области константности величины) или для

очень далекого и не слишком большого объекта (т. е. для объекта с малыми угло-

выми размерами, для которых схождение параллельных пренебрежимо мало)

перцептивная перспектива совпадает с аксонометрией; 3). При бинокулярном

зрении возможен эффект “сверхконстантности” величины, когда для очень

близкого и не очень протяженного плана перцептивная перспектива, обычно сов-

падающая с аксонометрией, может принять вид обратной перспективы.”[21].


 

Однако, так исторически сложилось, что изобразительным


 

языком на-


шей эпохи стала линейная перспектива, илифотоперспектива. Об этом нужно

помнить архитекторам, ведь архитектура создается не только для функционально-

го восприятия, но и для визуального. Изображая проектируемый объект в системе

линейной перспективы, мы не передаем точно то, что увидит человек, наблюдая

его в реальном пространстве; видя фотографию здания, мы должны знать, что на

самом деле оно выглядит несколько по-иному, каким бы мастером ни была сдела-

на фотография. Вывод сделать нетрудно:проект должен быть представлен в