Любая форма, являясь результатом закономерной организации, несет в себе
образ, как изображение абстрактной идеи, лежащей в основе этой закономерно-
сти. Таким образом, форма всегда - носитель образа. С другой стороны, образ
проявляется только в форме. Бесформенность - безобразна, пока она не познана.
Даже бесформенный кусок грязи несет в себе образ хаоса.
“Мы воспринимаем, - писал А. Р. Лурия, - не геометрические формы, а об-
разы вещей, известных нам из нашего прошлого опыта. Это значит, что из всей
массы раздражителей, действующих на нас, мы отбираем те признаки, которые
играют ведущую роль в выделении функции вещей, эти признаки иногда носят не
|
зрительный характер, мы обозначаем вещи названиями, и это участие речи в
восприятии придает ему обобщенный, категориальный характер.”[цит. по 20, с.
26].
Вархитектуре Древней Греции, например, архитектурные формы храмов
ассоциировались с частями человеческого тела. Это было естественно, для хра-
мов, посвященных богам из плоти и крови, представляющих образ идеального че-
ловека (именно - внешне). Выражалось это не в подражании человеческим фор-
мам, а в подражаниипропорциям идеального человеческого тела.
Все элементы архитектуры как и любая форма - образны. Кроме того,
многие архитектурные формы, развиваясь вместе с развитием человеческой циви-
лизации, культуры являются архетипами, представляющие наиболее общие идеи,
абстракции существования человека как вида. Это стена, крыша (арка, купол, бал-
ка), столб, окно, вход...
Стена представляет собой образ разделения пространства на внешнее и
внутреннее, чужое и свое. Образ отчуждения территории и защита ее. Стена все-
гда сурова с тем или иным оттенком суровости. Средневековые соборы, напри-
мер, украшались химерами, чтобы отпугнуть нечистые (внешние) силы. Весело
разрисованная стена - неправдива, или же это - уже не стена, а просто плоскость,
панно. Граффитти на стенах отражают неосознанное желание их авторов освоить,
сделать “своим”, отделенное стеной пространство, оставив свой след или знак.
Предки стены - межа, ограда, забор, магический круг. Человек всегда испытывает
потребность в защищенности, в своей собственной стене. Плоская стена много-
квартирного дома раздражает владельца квартиры своей не индивидуальностью,
и, наоборот, плоская стена общественного здания, офиса успокаивает своим обра-
зом сплоченности, общности.