Свет (цвет) – Пространство

 

Реальное пространство всегда наполнено светом, который имеет в каждом

случае свою характеристику - цветовой тон. Но не только цвет имеет среда. Цвет

воспринимается нашим глазом. Мозг же воспринимаетзакономерность проявле-

ния цветов в той или иной среде, в том или ином пространстве. В этом случае ме-

ханизм константного восприятия “убирает” цвет среды в нашем восприятии, и мы

видим локальный цвет предмета. При некотором усилии, переключив внимание,

мы можем увидеть цвет среды и изобразить его в картинной плоскости с помо-

щьюгаммы цветов, создавая колорит.

Колорит - это изображение той закономерности проявления цветов, что

воспринимается не глазом, но мозгом. Выражается эта закономерность в эмоцио-

нальных, ассоциативных образах.Колорит определяетсяхудожественным вос-

приятием цветового пространства.

Понятие “цветовая гамма” всегда относится к набору, к системе красок или

цветов. Колорит же - это характеристика картинного художественного простран-

ства. Только в связи с картинным пространством можно говорить о колорите.

(Даже выражение “колоритная дама” говорит охудожественном восприятии ее

натуры.)

В реалистической живописи колорит - это художественно, образно, изобра-

женная цветовая среда. Отсюда понятно разделение художников на колористов и

не-колористов. Художники-колористы создают цветовое пространство картины

как художественный образ. Цвет и свет здесь - действующее лицо. Рембрандт,

Тициан, Веласкес, Ван Гог - колористы. Не-колористы - Рафаэль, Микеланджело,

Пикассо кубистического периода - находят другие выразительные средства для


создания образа.


Понятие


“коло-


рит” используется и в областях, никак не связанных с цветом. Исторический ко-

лорит, колорит времени, южный колорит и т. д. - здесь колорит понимается в бо-

лее широком смысле, не как цветовое пространство, а как образно и эмоциональ-

ноокрашенное пространство. Такое расширенное толкование термина никак не

вносит разнобой в терминологию, а лишь узаконивает языковую практику при


анализе художественных произведений.


Гамма - это система


цветов, формальная характеристика цветового пространства. Гамма - этоинстру-

мент создания колорита, цветового образа, поэтому требует подробного изучения

с целью свободного владения способами организации цвета в композиции.

Рисунок, живопись. 1. Натюрморт в интерьере. Передать цветовую или то-

нальную характеристику пространства.

2. “Темное пространство”, “Светлое пространство”. Постановки при раз-

личных условияхосвещенности. Найти гармонию, эстетику данного освещения.

3. Постановка на фоне окна. Показать две различные цветовые среды,

два цветовых пространства: одно - за окном; другое - внутри помещения.

4. Пленэрные этюды. Передать состояние природы как цветовой

среды. (Утро, вечер, пасмурный день, солнечный день, в лесу и т. д.)

5. Натюрморт в теплой или холодной гамме. Выполнить методом “сдвига-

ния” оттенков цветов в теплую или холодную сторону.


 


6.


Натюрморт


в


теплом


или холодномколорите. Образное решение


цветового пространства.

 

Композиция. 1. Организовать композицию “в гамме” (теплая, холодная,

светлая, зеленая,…).

2. Организация заданного пространства цветом. (Например, праздничное

оформление улицы, оформление интерьера, фирменные цвета). Создание “цвето-

вого пространства”.