Цвет в нашем сознании всегда ассоциативен. Всегда вызывает образы из
нашего прошлого опыта и генетической памяти. Цвет, кроме того, всегда знак, в
каждой культуре обозначающий свое, довольно конкретное понятие. Итак, цвет
имеет по крайней мере три уровня восприятия: индивидуальный, родовой и видо-
вой (генетический). Например, свет (белый цвет) всегда несет образ положитель-
ный, образ чистоты, мира и т. д. Но в Японии белый цвет - цвет траура, так как
применяется во время похорон. Этот цвет, первоначально означающий чистоту,
очищение души, в культурологическом контексте стали знаком скорби. Цвет, яв-
ляясь сложной, многоуровневой метафорой, в разных ситуациях прочитывается
по-разному, в зависимости от контекста. Красный цвет, например, может быть
цветом жизни (солнце, румянец) или цветом смерти (кровь). Таким образом, цве-
товой строй художественного произведения всегда является неким образным тек-
стом, прочитываемым на разных уровнях контекстуально.
По-особому относились ксвету различные культуры. Например, средневе-
ковые христиане, (и православные, и католики). Свет для них - это образ абсо-
лютной, духовно видимой красоты. Свет мог увидеть внутренним взором и сле-
пой человек. Свет был выше красоты физической, это свет - духовный. Свет фи-
зический был образом света духовного, исходящего из мерцания иконы, прони-
кающего сквозь витражи, светящего пламенем свечи. Такое внимание к свету не
осталось без последствий - вся изобразительная культура христианского мира по-
строена на изображении света. Нужно сказать, что православное и католическое
понимание света - различны. В православии светизлучается. Он всегда исходит
изнутри - из иконы, из человека, от Бога. Отсюда - особый колорит православных
икон. В католическом мире свет внешен. Он, исходя от Бога,освещает все сущее,
даже нимбы католических святых - уже не излучение, а знак в виде диска. Здесь
Бог - верховный судья и наблюдатель. Искусственная прививка западной тради-
ции изобразительного искусства во времена Петра на русскую почву не принесла
положительных результатов для изобразительного искусства и культуры в целом
православного мира. Лучшие достижения русского искусства - там, где художни-
ки отходили от ренессансной перспективы и светотеневой живописи. К примеру -
русский авангард начала века, высоко оцененный во всем мире.
Сейчас, в начале нового века, появилась возможность и необходимость, как
условие выживания славянской культуры, вернуться к корням. Только самосозна-
ние народа может привести его к процветанию. Таковы выводы при рассмотрении
цвета и света, как носителей родовых образов, как составной части культур-
ной целостности. Архитектура как общественная деятельность должна оценивать-
ся также с этих позиций.
Рисунок, живопись. 1. Свет как образ. Раскрытие образа через состояние
освещения (например, наполненность светом, таинственный полумрак, ослепи-
тельный свет и т. д.).
2. Образ в природе и архитектуре. Пленэрные этюды и зарисовки при раз-
личных состояниях освещения.
3. Тематический натюрморт. Раскрытие образа через цвет (“изобилие”,
“нежность”, “балаган”...).
Композиция. 1. “Цветовой портрет”. Найти сочетание цветов, характери-
зующее личность портретируемого.
2. Композиция по музыкальному произведению. Перевести музыку на язык
цветовой, визуальной композиции. Это можно сделать с помощью слов-образов:
легкость, тяжесть, стремительность, сочность и т. д.
3. Цветовой образ архитектуры. Найти сочетание цветов для конкрет-
ного здания в зависимости от его общественного значения и градостроительной
ситуации.
4. Образный подход к цвету в интерьере. Найти цветовую гамму для ин-
терьера, придумав его образ (“Весна”, “Полет”, “Банковский учет”, “Солид-
ность”...).