Свет и цвет

 

Свет и цвет едины по своей природе. Это - электромагнитное излучение. В

физике принято считать, что свет имеет двойственную природу. Во-первых, это

поток частиц - фотонов; во-вторых, это процесс распространения электромагнит-

ных волн. Также известно определение света как “видимой лучистой энергии” [1,

с. 28]. Для наших целей удобнее определение света какпотока частиц. Это опре-

деление позволяет проще объяснить существо светотени, что такое отраженный

свет, что такое общая тональность и т. д. С другой стороны, цвет не определить

иначе, чем как длину волны электромагнитного излучения. То есть, если поток

частиц считать процессом, то цвет - этокачество процесса (измеряемое, однако,

количественно, но воспринимаемое нами чувственно, а значит, по большому сче-

ту, качественно).

Из всего сказанного следует, что свет и цвет относятся к единой категории

видимых электромагнитных явлений, в дальнейшем называемой “свет”. Свет как

процесс представляют термины, относящиеся к различным стадиям процесса:си-

ла света - количественный показатель, отражающий мощность источника.Осве-

щенность - показатель количества света, воздействующего на единицу поверхно-

сти.Светлота - количество отраженного от поверхности света или количество

проникающего света - светлое платье, светлое помещение, светлый день и даже

светлый ум.

Термины понятия “цвет” общеизвестны и в литературе о цвете нет большой,

принципиальной разницы в их определении:

цветовой тон, характеризующийся длиной волны излучения;

светлота илиотносительная яркость - степень отличия от черного;

насыщенность иличистота - количество ахроматической составляющей

(обратно пропорциональная зависимость) [16], [1];


оттенок - модуляция в пределах одного цвета,


локаль-


ный цвет - цвет поверхности предмета без учета цвета освещения, и другие тер-

мины, рассматриваемые ниже.

 

Свет в рисунке и живописи.

Здесь понятие “свет” означает “освещение”, а результат освещения, нало-

женный на окраску предмета - “тон”. Градации тона, выявляющие объемную


 


форму,


называются


светотень”.


Тональные отношения в рисунке


и живописи - это не цель, а средство выявления пространства и объема в картин-

ной плоскости. (Бывает также, что главная задача - выявление света, как “главно-

го действующего лица”, - например, импрессионизм, творчество Рембрандта и

др.).

В любом случае, рисунок и живопись - это не копирование тональных от-

ношений, а творческоевоссоздание действительности, не допускающее как про-

извола, так и рабского копирования. Наш глаз, в отличие от фотоаппарата, смот-

рит и видитактивно, анализируя поступающую информацию с помощью мозга.

Видение - это творческий процесс. Человек воспринимает сразу форму, локаль-

ный цвет и т. д., обычно не обращая внимание на светотень и перспективу. Его

внимание привлекают только ключевые моменты увиденного, своей важностью

для него в данный момент. Изображающий всегда неизбежно ставит перед собой

задачу, что он хочет изобразить, что важно для него в увиденном, это может быть

форма, материальность, эмоция, пластика, свет как таковой и т. д.

Неизменное в архитектуре - это форма и материал. Свет в архитекту-

ре выполняет “служебную” роль - он только выявляет форму. Отсюда сделаем вы-

вод: рисунок для архитекторов должен трактоваться как изучение и изображение

бытия формы и материала в пространстве. Свет (светотень) здесь также играет

служебную роль - как средство изображения.

 

Цвет в живописи.

Учебная задача дисциплины состоит в том, чтобына опыте понять специ-

фику работы с цветом, его поведение в пространстве и в картинной плоскости, его

воздействие на человека. Работа архитектора с цветом - композиционная, но пре-

жде, чем создавать композиции с применением цвета, необходимо получить опыт

работы своспринимаемым цветом, опыт организации плоскости и, конечно, оп-

ределенную цветовую культуру.

Исходя из этого и определяется характер заданий по живописи. Это посте-

пенный переход от академической точности к выполнению творческих работ, что

требует не меньшей точности, но другого, художественного, порядка. Здесь воз-

можна постановка задач перед собой самими студентами, связанные с задачами

архитектурного проектирования. Например, поиск цветового решения проекта,

возможен через натурную постановку на соответствующую тему.

Основной предмет изучения на уроках живописи - цвет, но никак не техни-

ческое мастерство, поэтому материал при выполнении заданий выбирается сами-

ми студентами. Такие материалы, как темпера, гуашь, пастель, акрил зачастую

дают никак не меньше возможностей, чем традиционная акварель, которую мож-

но скорее отнести к виртуозной графической технике. А технические трудности

акварельной техники часто мешают работе с основным предметом изучения -

цветом.

 

Свет в скульптуре.

Скульптурная форма видна, естественно, в результате освещения. Сущест-

вует два подхода к восприятию скульптуры (да и любой объемной формы). Пер-


 


вый


подход


-’’константный”.


С помощью


механизма


константного


восприятия скульптурная объемная форма воспринимается, кактолько форма,

без учета освещения. До импрессионистов скульптура только так и мыслилась, т.

е., как создание объемной формы той или иной степени стилизации. Второй под-

ход к восприятию скульптурной формы - это восприятие ее во взаимодействии со

светом. Такая форма предназначенадля освещения, скульптор при работе рас-

считывает, как на форме будет лежать светотень, как формы будут таять в тени, и

растворяться в пространстве на свету. Яркий пример такого подхода - произведе-

ния Родена. Было бы нелогично скульптуру, предназначенную для константного

восприятия подвергнуть “эффектному” освещению. Эффекта можно достичь, но

тогда нужно понимать, что смысл скульптурного произведения, как произведе-

ния, при этом меняется.

 

Свет в архитектуре.

Все, что было сказано о свете в скульптуре, справедливо и для архитектуры.

Кроме того, в архитектуре проблема света, кроме функционального аспекта, со-

держит в себе очень часто аспект философский. Сравним, например, католические

и православные храмы в этом отношении.

В православном храме светнисходит сверху вниз из барабана, многократно

отражаясь от покрытых росписями стен, становится таинственно мерцающим,

одухотворенным.

В католическом храме светнаполняет помещение, проникая сквозь витра-

жи. Свет здесь не нисходит, априсутствует. Он также одухотворен, но философ-

ское его осмысление - иное, исходящее из своеобразия трактовки христианских

догм.

Еще пример, более близкий, к нашему времени Ле Корбюзье в своих творе-

ниях добивался “лучезарности”, открытости. Отсюда - широкие, горизонтальные

окна, прозрачные стены, побелка и т. д. Того же принципа он придерживался и в

градостроительных проектах. Поэтому старался разместить здания так, и придать

им такую форму, чтобы они были как можно более доступны свету, “купались“

бы в нем.

 

Цвет в архитектуре.

На эту тему написаны многие тома литературы. Нам лишь следует отметить,

что для того чтобы понять и почувствовать жизнь цвета в архитектуре, нужно его

изучать именно в архитектуре, существующей в реальном пространстве. Задача

эта должна быть выполнена на пленэрных и обмерных практиках.

При проектировании вопросы цвета также должны подробно разрабаты-

ваться и обсуждаться. Цвет - один из самых дешевых способов создать зданию,

особенно, типовому, свое собственное лицо, а архитектурному пространству -


эмоциональную насыщенность.


Но


не


только


эмоция - функция цвета. Сюда можно отнести и стилевое выражение современно-

сти (как, например, цветовое богатство барокко, игривость рококо, изысканную

строгость классицизма и т. д.), и образно-информативную функцию, и экологиче-


 


скую


(экология


зрения


-


поиски зрительно


комфортного


восприятия


окружающей среды).