Материал пространства - пустота. Она же - его функция. Функция простран-
ства - быть пустым.
Как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре, под словом “матери-
ал” подразумеваются два понятия: материализображаемый и материализобра-
жающий. В картинной плоскости, точнее сказать - в картинном пространствери-
сунка, живописи и скульптуры, два этих вида материала находятся в обратно
пропорциональной зависимости (смотри “Материал”). Их взаимоотношения соз-
дают своеобразие картинного пространства. Натюрморты Шардена и Сезанна -
два разных пространства, то же - пейзажи Ван-Гога и Шишкина. В пейзажах Ван-
Гога пространство эмоционально-динамическое, он передает свое эмоциональное
состояние через вещество красок, запечетлевая движение в мазке. У Шишкина
пространство иллюзорное, эмоционально сдержанное. Художник, создавая иллю-
зорное пространство, как бы самоустраняется, он скромно уступает первенство
природе - позиция, у многих вызывающая уважение к художнику.
Ма-
териализображающий вархитектуре - строительный материал. Материализо-
бражаемый - функция. Заданное пространство в архитектуре можно назватькар-
тинным пространством архитектуры. В зависимости от отношения к материалу
существуют и разнообразные концепции пространства в архитектуре. Мис ван
дер Роэ, к примеру, за функцию посчитал способность строительного материала
отгородить кусок пространства. Остальные функции - образность,художествен-
ная красота и др. он не принимал в расчет. “Машина для жилья” Корбюзье
- это также узко понятая функция, как если бы портретист интересовался только
анатомией портретируемого - никому не понравится такой портрет (как бы дешев
он ни был), никто не согласится себя считать только куском мяса. Сравнивать жи-
лье с автомобилем некорректно - жилье должно быть личностным. Личность, ес-
тественно, противится обезличиванию, массовый вандализм в социальных домах
тому свидетельство - человек воспринимает такое жилье как клетку, тюремную
камеру, и, конечно, ненавидит его.
Тотальный функционализм, стремление предусмотреть, выполнить все
функции в архитектуре, стремление к идеалу - единственно правильный путь. Ес-
ли проводить аналогию с живописью, то главное направление развития живописи
- тотальная изобразительность, т. е. - изобразить как можно больше. Классическая
реалистическая живопись, кажется, достигла очень многого, но импрессионисты
открыли цветовое богатство мира, экспрессионисты - эмоциональную насыщен-
ность, кубизм, абстракционизм - космичность и т. д. Новый вид изобразительного
искусства - кино,- кажется, может изобразить все - да не все - “это” нельзя потро-
гать, “произведение” концептуализма можно иногда потрогать и даже участвовать
в нем (как в любом обрядовом действии), но им, зачастую нельзя владетьедино-
лично, и т. д.
Единственная преграда на пути к тотальной функциональности - техниче-
ские возможности - сопротивление материала. Единственная путеводная звезда на
этом пути -идеал. Изменчивость и многоликость идеала и совершенствование
материала создает своеобразие архитектурного процесса, как истории движения к
идеалу. Историческое значение архитектурного модернизма на этом пути нельзя
недооценивать. Модернизм подчеркнул противоречия между новыми материала-
ми и старой формой ордерной архитектуры. Его историческая миссия была - ос-
воить новые и приспособить старые материалы для нового содержания - новой
функции, создать, в конце концов, новое пространство. Потери на этом пути неиз-
бежны - были забыты старые функции, веками сложившиеся - защита, уют; забыт
язык архитектуры. “Ограничения, - пишет Ф. Л. Райт, - не наносят ущерба твор-
честву художника. Следить за тем, чтобы противоречивые ограничения взаимно
увязывались, - в значительной степени дело художника в его повседневной рабо-
те. Иначе говоря, от него зависит, чтобы соответствующие методы и соот-
ветствующие материалы были применены для соответствующей работы... Ес-
ли передо мной не выдвигают четко определенные ограничения или требования
(т. е. функции - примечание автора) (и чем более специфические, тем лучше), я не
вижу проблемы, не знаю над чем работать, и что вырабатывать. Зачем тогда
беспокоить художника? Наверное в этом причина, что архитектура на выстав-
ках, как правило, такая не творческая по результатам и пагубная по своим по-
следствиям; руки слишком свободны, поэтому подлинно творческие качества ар-
хитектора играют здесь слишком малую роль.” [3, с. 17]. Слова типичного мо-
дерниста. “Освободив” архитектуру от многих функций, они постоянно чувство-
вали эту нехватку, эту излишнюю свободу. Основное внимание было уделено
формотворчеству, но на этом поприще были, однако, сделаны большие успехи.
Итак,
архитектор,
находясь
в реальном
пространстве,
во
взаимодействии строительных материалов и функции, создаетархитектурное
пространство как частькультурного пространства цивилизации.
Рисунок, живопись, скульптура. 1. Создание изображения: а) иллюзорно
передающего изображаемый материал; б) “техничного”, выявляющего с помощью
различных технических приемов свойства икрасоту изобразительных материалов
- карандаша, угля, акварели, глины и т. д. Здесь нужно помнить, что только изо-
бражение раскрывает материал (изображение - отражение одного материала в
другом - см. “Материал”.). Полной абстракции не существует.
Композиция. 1. Организовать композиционные архитектурные пространст-
ва: а) из одного и того же материала с различными функциями (например: мате-
риал - кирпич, дерево; функции: 1) - площадка для игр, 2) - открытое кафе);
б) площадка для игр: 1) - из снега, 2) - из бетона. Обсудить результаты, как
материал диктует свои функции, или полностью подчиняется функциям в различ-
ных работах. Клаузура.