Пространство – Образ

 

Эта тема - наиболее важная в понимании архитектуры, как искусства. Выше

уже было доказано, что архитектурное пространство - суть художественное про-

странство. То есть синоним этой темы - художественное пространство.

Интересный пример образного решения архитектурного пространства

при строительстве храма приводит А. В. Бунин: “Учитывая трудности создания

колоссального по вместимости храма, ... Барма и Постник решили задачу смелым

и необычным приемом. Можно полагать, что храм-памятник они трактовали не

столько в качестве вместилища для молящихся, сколько в качестве объекта для

молитвы, а при таком положении красная площадь обеспечивала колоссальную

“полезную территорию”, тогда как сам храм становился ее своебразным алта-

рем.” [5, с. 324].

Сознание воспринимает пространство всегда образно-архетипично. Внут-

реннее-внешнее воспринимается как свое-чужое, верх-низ, как земля-небо, ближе-

дальше, как прежде и потом и т. д. Это - синтаксические образы - знаки, которые

еще не являются художественными, но составляют язык художественного, образ-

ного пространства. Архитектор, организуя пространство, конечно, должен сделать

не загон для скота, аобразно-осмысленное пространство, говорящее с человеком

на понятном языке. Расположение знаков, образов в пространстве определяет его

синтаксис. Колонна, являющаяся опорой и колонна, стоящая отдельно, создают

различные образы.Синтаксис - это образное восприятие структуры пространст-

ва.

“С начала существования архитектура была носителем разнообразных

значений. В течение почти двадцати веков пространственная структура и про-

порциональный строй сооружений отражали представления о строении космо-

са, обитаемого мира и жизни самым причудливым образом. Новая архитектура

часто не говорит ничего. По отношению к архитектуре модернизма, например,

высказывается мнение о том, что именно представители этого направления

придали оттенок неоспоримости решениям ряда известных мастеров, так как

не заметили разницы между архитектурой и другими искусствами. (Демиургия в

архитектуре, равнозначная трактованию общества как материала для реализа-

ции собственных намерений и видения.)” [20, с. 150].

Архитектор должен осознавать необходимость создания целостного и

понятного образа здания и, в конечном счете - города. Архитектурная среда орга-

низуется значениями, знаками, образами, позволяющими не только ориентиро-

ваться в ней, но и делающими обитание в нейосмысленным.

Проблема значения (образа) - одна из центральных в жизни человека,

так как жизнь без значений приводит к самоуничтожению личности, - так считает,

в частности, М. Кремпен, профессор факультета визуальной коммуникации Выс-

шей школы изящных искусств в Берлине.

Пространство православного храма, например, мыслится как обита-

лище святого духа,нисходящего с неба вовнутреннее пространство храма. От-

сюда, пропорции храма определяются в основном по внутренним очертаниям.

“Кульминацией в восприятии пространства церкви служит пространство, от-


 

крывающееся сквозь световое кольцо. Здесь пространство храма устремлено

вверх, навстречу свету, падающему сквозь узкие окна, прорезающие световой ба-

рабан. Купол парит над светящимся барабаном и рассеянный свет отделяет от

зрителя написанный в куполе, в самом зените, лик Бога; живопись, покрывающая

стены, столбы и своды, раздвигает пространство, дематериализует конструк-

ции смешением охр, лазури, красных, малиновых, синих тонов, и это пространст-

во заполнено льющейся с хоров торжественной и строгой мелодией.” [20, с. 42].

Здесь мы наблюдаем как пространственный образ, образ пространства, своей мо-

щью разрушает объемную форму. Подобное же явление мы встречаем в интерье-

рах, расписанных мексиканскими муралистами Сикейросом, Риверой, Ороско и

др.

 

Рисунок, живопись. При компоновке изображения нужно всегда учитывать

образно-смысловую структуру листа, как картинного пространства, его синтаксис.

Такая компоновка имеет то преимущество перед компоновкой механической (по

“правилам”), что сразу “одушевляет” пространство, дает эмоциональный заряд и

определяет осмысленный подход к другим стадиям работы.

Общий образ пространства получается из анализа - интуитивного или ос-

мысленного, логического - всехзнаков пространства - света, колорита, движения,

пропорций, иерархии и т. д. Образное прочтение пространства должно развивать-

ся от интуитивного восприятия к профессиональному анализу.

1. “Постановка” из множества предметов. Выбрать и изобразить фрагмент,

определив его пространственную логику и образно-смысловые связи, а также ко-

лорит как образное пространство картины.

 

Скульптура. В скульптуре форма создает вокруг себя пространство и явля-

ется носителем пространственного образа. Знаками этого пространства будут эле-

менты структуры скульптурного пространства - вертикаль, горизонталь, верх, низ,

пропорции. Знаки формы - пластика, семантика, динамика, масштабность - в син-

таксисе пространства создают художественное пространство скульптуры.

1. Пластические этюды с натуры.

 

Композиция. 1. Организация пространства по заданному или выбранному

образу (например: “лирическое” пространство, “энергичное”, “ сюрреалистиче-

ское” и др.).

2. Оформить пространство входа в здание (конкретное) в одном из образных

ключей: приглашающий, зазывающий, приветливый, предупреждающий и т. д.

Клаузура.

3. Образно-эмоциональный анализ конкретного помещения или здания. Вы-

разить графически (в плане или перспективе) свое эмоциональное отношение к

исследуемому объекту.

4. Дом для ... (слона, снежной королевы, мыльных пузырей...).

 

 

Итак, мы рассмотрели категории методического пространства архитектуры

в их взаимодействии.


 


Вернемся к двухмерной таблице взаимодействий


категорий.


Заметим,


что в ней нет тем вспомогательных, несущественных для изучения на уроках ком-

позиции. Каждая тема требует практической проработки, желательно в “чистом

виде”, соблюдая принцип “от простого к сложному”. На задания более сложные,

“многомерные” требуется выделить время в конце курса обучения. Кроме того,

опыт решения многомерных композиционных задач студент в достаточном коли-

честве может получить при учебном проектировании. Теперь попытаемся опреде-

лить, какие темы предпочтительнее изучать в рамках той или иной дисциплины.

 

Рисунок, как учебная дисциплина в подготовке архитектора, имеет свои

специфические задачи:

- развитие пространственного воображения, умение адекватно воспринимать про-

странство и форму, ориентироваться впоступающих визуальных сигналах, оце-

нивать визуальную информацию, активно анализировать ее;

- развитие визуальной эстетической культуры, умения видеть пропорции и гармо-

нию;

- общая художественная культура, художественное, образноевосприятие мира,

способность к творчеству.

 

Исходя из специфики задач рисунка, а именно, то, что рисунок изучаетвос-

приятие видимого мира в его формах, учит выделять и анализировать существен-

ные моменты визуальной информации, можно сделать вывод, что рисунок пред-

ставляет одну из сторон процесса познания мира -анализ, тогда как композиция -

этосинтез. Отсюда - выбор тем в таблице категорий:


 

 

Рисунок


 

 

К

Пп

Р

Д


 

 

\


 

 

\


 

 

\


 

 

\


Ф


v


v


v


v \


С

М

П


v

v


v

 

v


v


v

v


v \

v

v \

v

v

v \


О


v


v


v


v


v


v


v


v \


К


Пп


Р


Д


Ф


С


М


П


О


 

Логично сделать вывод, что совпадающие темы по рисунку и композиции

можно и полезно увязать между собой по времени - или одновременно, или со

сдвигом - одно занятие после другого по единой теме. Например, тему “простран-

ство и пропорции” лучше изучить сначала на рисунке в более простом варианте,

как “методы пропорционирования изображения на плоскости”, а затем - в про-

странстве - на композиции.

 

В настоящей таблице обнаруживаются специфические “композиционные”

темы. Это не означает, однако, что их не касаются на рисунке, живописи и других

 


 


дисциплинах.


Эти


темы


являются сквозными для них, но лишь после


рассмотрения их на уроках композиции. Существуют и другого рода сквозные те-

мы, специфические для рисунка. Это - “перспектива”, “человек”, “реальная архи-

тектура (жизнь архитектуры)”, “чувство пропорции” и др. Таким образом, выде-

лив в учебных предметах ихобщее иособенное, можно, в идеале, достичь гармо-

нии учебного процесса.

 

Живопись также имеет свои задачи, свои особенности, свою специфику.

Если для рисунка основные категории - форма и пространство, то для живописи

это - свет (цвет), материал и их существование в пространстве. Определим “ос-

новные” темы для живописи. (Кавычки здесь обозначают, что выделение это - ус-

ловность, мера абстрагирования, необходимая для выяснения существа учебного

процесса, основных направлений и предпочтений.)


 

Живопись


 

К

Пп

Р

Д


 

\


 

\


 

\


 

 

\


Ф


*


\


С

М

П

О


*

*


*


*


*


* \

*

* \

*

*

* \

*

*

* \


К


Пп


Р


Д


Ф


С


М


П


О


 

В полученной таблице тем для живописи видно, что “живописных” тем

меньше, чем графических. Это говорит либо о большей специфичности живописи,

либо о недостаточной специфичности рисунка.

Действительно, например, тема “контрастность света и цвета” логичнее для

живописи, чем для рисунка. Сделаем действие соотнесения таблиц - второй и пер-

вой с тем, чтобы получить набор тем, оптимальных для рисунка и живописи.


 

Рисунок


 

Живопись


К

Пп

Р

Д


\


 

\


 

\


 

\


К

Пп

Р

Д


\


 

\


 

\


 

\


Ф


v


v


v \


Ф


*


\


С

М


 

v


v \

v


 

\


С

М


*

*


*


*


*


* \

* \


П


v


v


\


П


*


*


* \


О


v


v


v


v


\


О


*


*


*


* \


К


Пп


Р


Д


Ф


С


М


П


О


К


Пп


Р


Д


Ф


С


М


П


О


 

Из таблиц видно, что некоторые темы актуальны и для рисунка и для живо-

писи - например, темасвет (цвет) - форма - и имеют свою специфику в каждой

 
 
 


 

дисциплине. С помощью данных таблиц нам удалось откинуть излишнюю тоно-

вую направленность рисунка, сосредоточив внимание на специфических вопросах

дисциплины. Итак, мы разделили “сферы влияния” рисунка и живописи.

 

Определим таким же образом предпочтительные темы и для скульптуры:


 

 

Скульптура


 

 

К

Пп

Р

Д


 

 

\


 

 

\


 

 

\


 

 

\


Ф


x


x


x


x \


С


\


М


x


x


x


x


\


П


x


\


О


x


x


x


\


К


Пп


Р


Д


Ф


С


М


П


О


 

Можно было бы убрать из таблицы тем рисунка темы, пересекающиеся со

скульптурой, причем эти темы полностью могли быть раскрытытолько на уроках

скульптуры, например,“форма и ритм”,“динамика и форма”, но количество

учебных часов, выделенных для скульптуры, не позволяет быть уверенным в дос-

таточном усвоении этого материала в подобном случае.

 

Итак, рассмотрев таблицу тем, сделаем вывод, что ее можно рассматривать

с различных аспектов - с аспектов рисунка, живописи, скульптуры, композиции.

Можно также продолжить список аспектов, дополнив его такими, как историче-

ский аспект, философский, психологический, функциональный, аспект современ-

ности, пленэр и т. д. То есть выявляется еще одна шкала многомерного методиче-

ского пространства -шкала аспектов.

 

 

\

\

\

\

\

\

\

\


Шкала аспектов


 

рисунок

живопись

композиция

история

философия и т. д.


\

 
 


 


 

Так,


 

в


 

философском


 

аспекте можно


 

рассмотреть пространство


 

и


свет, пространство и пропорции, как к этим категориям и их взаимодействиям

друг с другом относятся, к примеру, различные философские школы. С точки зре-

ния пленэрной практики можно рассмотреть таблицу тем, чтобы сформировать

программу летней практики.

 

Возможно полезна будет настоящая таблица и для компьютеризации учеб-

ного процесса, когда каждая клеточка-тема будет содержать сведения о заданиях

по данной теме и примерах их выполнения, что будет полезно и преподавателям и

студентам. По этой методике, путем накопления и отбора информации, возможно

создание компьютерногометаучебника, учебника, объединяющего в себе не-

сколько предметов, осуществляющего связь дисциплин воткрытом учебном

процессе.

 

Взаимодействие категорий “по три” будет выражаться в трехмерной таблице, а

взаимодействие большего количества категорий между собой - вмногомерном

пространстве. Поскольку количество категорий данного пространства - девять, то

мы можем получить девятимерное пространство, а с учетом шкалы аспектов, ко-

торая сама является многомерной, - и “более …мерное” пространство взаимодей-

ствия категорий.

 

 

*

 

Рассмотрев категории учебно-методического пространства, в их взаимодей-

ствии попарно, сделаем некоторые выводы:

 

1. Практические задания на ту или иную тему редко умещаются в рамках

взаимодействиядвух категорий, например, всегда присутствует изображающий

материал, всегда композиция создаетпространство и находится в нем, в любом

случае возникаетобраз и т. д.

Поэтому при выполнении задания требуется определенная степень абстра-

гирования от категорий, не рассматриваемых в данной теме - нельзя объять не-

объятное.

Тем не менее, можно также и расширить тему, увеличить круг охватывае-

мых категорий или объединить две темы, два задания в одно. Тогда “цена” зада-

ния увеличивается. Но, вероятно, не стоит гнаться за большой “ценой” - узкона-

правленное задание ярче раскрывает сущность темы. Необходимо, чтобы “цена”

задания соответствовала учебному времени, затраченному на него, т. е. должна

быть предельно снижена трудоемкость.

 

2. Чем меньше в задании использовано (задействовано) категорий, тем выше

его теоретичность, и наоборот - чем ближе к практике, к жизни, тем шире круг

рассматриваемых тем.


 


 

Здесь


 

образуется


 

своеобразная шкала “теория - практика”, по которой,


от теории к практике, и должен следовать учебный процесс. Практика отрывается

от теории, если в проекте учитываются не все аспекты взаимодействия категорий.

Интуиция должна поверяться профессиональными знаниями.

 

3. На основе данной методики возможно составление бесчисленного множе-

ства программ и учебных планов, в зависимости от воззрений преподавателей,

условий учебного процесса и т. д. Также возможна модификация заданий и введе-

ние новых. Таким образом, очевидна большая степень свободы для преподавате-

лей (и даже для студентов). “Несвобода” здесь лишь в обязательности наиболее

полного охвата всех аспектов взаимодействия категорий. Возможны здесь и дру-

гие трактовки категорий и введение новых категорий (автор не настаивает на

единственности своей трактовки. Тема работы - методика и примеры ее использо-

вания).

 

Итак, приведем пример возможного построения планов учебных дисциплин.

 

 

2 семестр

не-

де-

ли

№ за-

дания

5.

6.

7.

8.ФС-1Рисунок поста-

новки из пред-

метов быта

(с подсветкой)

КС-3

КПп-1

КС-3Контрастный

натюрморт

9.

10.

11.

12.ФС-3Рисунок архи-

тектурной де-

тали (капитель)

КС-3

КПп-1

КС-3Нюансный

натюрморт

13.

14.

15.

16.

17.ФС-3Рисунок

гипсового торса

№ не- де- ли РИСУНОК Объемно- пространственная компо- зиция ЖИВОПИСЬ  
Тема, Содержание Тема, № за- дания Содержание Тема, № за- дания Содержание  
 
1. МК-1 Упражнения по технике рисунка     МК-1 Упражнения по технике живописи    
2. 3. 4.   Рисунок гео- метрических тел + структура картинной плоскости ФС-3 Натюрморт. Пере- дать объем  
5. 6. 7. 8. ФС-1 Рисунок поста- новки из пред- метов быта (с подсветкой) ФС-3 Натюрморт (огра- ниченная палитра)  
КПп-1 Контрастный натюрморт  
9. 10. 11. 12. ФС-3 Рисунок архи- тектурной де- тали (капитель)  
КПп-1 Нюансный натюрморт  
13. 14. 15. 16. 17. ФС-3 Рисунок гипсового торса  
ФС-1 Этюды при различ- ных состояниях освещения  

 


 

 

 

Обмерная практика: конструктивный и пропорциональный анализ обмеряемого объекта.

Контрастность

по фактуре.

Использование

приемов от-

мывки и живо-

писной лепки

при организа-

ции листа.

Натюрморт или

интерьер

3.

4.

5.КМ-2Натюрморт из

предметов,

различных по

материалу

(кисть,

мягкие мате-

риалы)

3.

4.

5.КМ-2Натюрморт из

предметов,

различных по

материалу

(кисть,

мягкие мате-

риалы)

КМ-1

ДМ-1Пластические

возможности

художествен-

ных материа-

лов.

Серия этюдов с

натуры

7.

КМ-1

ДМ-1Пластические

возможности

художествен-

ных материа-

лов.

Серия этюдов с

натуры

6.

7.Комбинато-

рика. Прос-

транственные

построения и

комбинации

геоматричес-

ких формКП-2Структура про-

странства.

Элементы

композиции.

Модель задан-

ного архитек-

турного про-

странства

КМ-2Натюрморт из

предметов, раз-

личных по ма-

териалу

8.

9.Внешние и

внутренние

конструкции

различных

предметов

(например,

апельсина)

КМ-2Натюрморт из

предметов, раз-

личных по ма-

териалу

11.

12.

КПп-2Пропорцио-

нальный кон-

траст и пропор-

циональ-

ный нюансКМ-2Натюрморт из

предметов, раз-

личных по ма-

териалу

10.

11.

12.ПпФ-2Конструктив-

ный рисунок

частей лица

человека

СП-6Работа с нату-

ры в холодной

и теплой

гаммах

(2 листа)

13.

14.

15.ПпФ-2Голова чело-

века в 3-х

поворотах

(конструктив-

ный рисунок)

СП-6Работа с нату-

ры в холодной

и теплой

гаммах

(2 листа)

13.

14.

15.ПпФ-2Голова чело-

века в 3-х

поворотах

(конструктив-

ный рисунок)

СП-6Работа с нату-

ры в холодной

и теплой

гаммах

(2 листа)

17.

СП-6Работа с нату-

ры в холодной

и теплой

гаммах

(2 листа)

 
1. 2. МД-2 Зарисовки раз- личных пред- метов. Пере- дать пластиче- ские особен- ности формы   ДМ-1 Пластические возможности различных ма- териалов     Контрастность по фактуре. Использование приемов от- мывки и живо- писной лепки при организа- ции листа. Натюрморт или интерьер    
3. 4. 5. КМ-2 Натюрморт из предметов, различных по материалу (кисть, мягкие мате- риалы) МК-2 Контраст мате- риалов  
КД-1 Статическая и динамическая композиции   КМ-1 ДМ-1 Пластические возможности художествен- ных материа- лов. Серия этюдов с натуры  
КД-2 Пластика кон- трастная и ню- ансная  
6.
  Комбинато- рика. Прос- транственные построения и комбинации геоматричес- ких форм   КП-2 Структура про- странства. Элементы композиции. Модель задан- ного архитек- турного про- странства  
КМ-2 Натюрморт из предметов, раз- личных по ма- териалу  
8. 9.   Внешние и внутренние конструкции различных предметов (например, апельсина) ПпД-1 “Живые и ис- кусственные” пропорции  
КПп-2 Пропорцио- нальный кон- траст и пропор- циональ- ный нюанс  
10.
ПпФ-2 Конструктив- ный рисунок частей лица человека  
ПпМ-1 Зависимость пропорций от материала СП-6 Работа с нату- ры в холодной и теплой гаммах (2 листа)    
13. 14. 15. ПпФ-2 Голова чело- века в 3-х поворотах (конструктив- ный рисунок) ПпО-1 Системы про- порций  
ПпР-1 Ритм в различ- ных системах пропорций  
ПпР-2 Преобразова- ние хаоса в ритм  
16.
ПпФ-2 Конструкция фигуры чело- века   Творческая ра- бота (например, проект памят- ника)