Семестр

 

 

Примечание: Если в графе “Тема, № задания” ничего не помечено, значит задание носит общий

характер. Преподаватель, если это требуется, может конкретизировать задание, выделив основ-

ную тему задания.

 

Итак, обрисуем образовавшуюся, одну из множества возможных, конфигу-

рацию учебного процесса.

ПпФ-2Голова человека

(объем)

6.

7.

8.Зарисовки живой головы

человека в различных пово-

ротах и ракурсах

Пластические этюды с фигу-

ры человека

(рельеф)

9.

10.

11.

12.

13.Анатомическая фигура

Фигура человека

(объем)

1. 2. 3. 4. 5.   Рисунок гипсовой головы в ракурсе   ПпФ-2 Голова человека (объем)    
6. 7. 8.   Зарисовки живой головы человека в различных пово- ротах и ракурсах  
  Пластические этюды с фигу- ры человека (рельеф)  
9. 10. 11. 12. 13.   Анатомическая фигура  
  Фигура человека (объем)  
14. 15. 16.   Рисунок барельефа с фигу- рой человека  

РИСУНОК
№ не- дели Тема, № задания Содержание
 
1-6   Рисунок барельефа с фигурами человека (например, “Мадонна с младенцем” Микеланджело). Передать пластические и стилистиче- ские особенности
7 - 11   Рисунок живой головы человека
12 - 17   Поясной портрет с руками
    8 семестр
1-2   Зарисовки одетой фигуры
3-5   Зарисовки обнаженной фигуры
5 - 10   Рисунок обнаженной фигуры
10 - 17   Рисунок одетой фигуры в интерьере

 


 

 

1 семестр посвящен целиком изучению принципов изображения объемной фор-

мы с помощью светотени и цвета.

 

Со второго семестра начинается изучение композиции. В начале общая тема ри-

сунка, живописи и композиции - материал. Изучаются возможности материалов, с

которыми в дальнейшем придется работать, а также технические приемы работы с

ними. Параллельное изучение темы тремя дисциплинами позволяет глубже изу-

чить проблему, чем в случае переноса этой темы в самое начало курса рисунка и

живописи.

 

В дальнейшем каждая дисциплина обращается к своим специфическим про-

блемам, однако, не теряя связей между собой.

 

Заканчиваются курсы композиции и живописи вчетвертом семестре об-

щими проблемами создания художественного пространства каждая - своими спе-

цифическими методами.

 

Полученные знания закрепляются налетней практике на примерах реаль-

ной архитектуры, архитектурного пространства.

 

В пятом семестре и шестом продолжается курс рисунка и начинается

скульптура. Общая тема для обеих дисциплин - изучение фигуры человека. Кро-

ме того, некоторые задания по рисунку посвящены стилистике и образности, дабы

не забывалось изученное ранее.

 

Седьмой и восьмой семестры - завершение курса рисунка изучением про-

блем изображения человека, воспитанием графической и, в конечном итоге, ху-

дожественной культуры, что является общей целью рассматриваемых дисциплин.

 

Таким образом, образовалась система заданий по четырем дисциплинам,

признаком чего является теснаявзаимосвязь и взаимозависимость между зада-

ниями, общность рассматриваемых проблем, скорректированность их по времени.

Заметные изменения в программе одной из дисциплин неизбежно повлекут изме-

нения в программах других дисциплин. Тем не менее, здесь остается достаточно

свободы для трактовки тем и методики их изучения, переноса акцентов в задани-

ях, изменения некоторых из них - все это залог саморазвития системы, совершен-

ствование ее, возможность реагирования ее на изменения действительности. Ав-

тор отдает себе отчет в некоторой субъективности высказанных взглядов и отно-

шений в приведенных примерах, однако сама методика, являясь как бы архитек-

турным сооружением (а может быть, и только проектом) позволяет эту свободу в

трактовке содержания тем, позволяет в дальнейшем этой методической системе

эволюционировать, воспринимать новые, более точные научные знания и даже

художественно-интуитивные отношения, что делает ее более гибкой (возьмем на

себя смелость сказать, более живой) в отношениях с жизнью.

 

Методическое пространство, описанное в настоящей работе, является не

только учебным. Надеемся, что есть возможность применения его также и в прак-


 


тической


архитектуре


при


анализе архитектурной


ситуации,


анализе


проектов, для созданиямногомерной архитектуры, формула которой: контраст-

ность - пропорции - ритм - динамика - форма - свет - материал - пространство -

образ или К - Пп - Р - Д - Ф - С - М - П - О (и плюс “шкала аспектов”).

 

Cписок литературы:

 

1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве. М., Мир, 1982.

2. Араухо И. Архитектурная композиция. М., Высшая школа, 1982.

3. Бархин Б.Г. Искусство, наука, техника в архитектурном образовании // Образы

истории отечественной архитектуры новейшего времени. М., НИИТАГ, 1996.

4. Бенэм Рейнер. Взгляд на современную архитектуру. Эпоха мастеров. М.,

Стройиздат, 1980.

5. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. т.1. М.,

Стройиздат, 1979.

6. “Бытие и время Мартина Хайдеггера в философии XX века” // Вопросы фило-

софии, № 1, М., Наука, 1998.

7. Вейль Г. Симметрия. М., Наука, 1968.

8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., Просвещение, 1977.

9. Волошинов А.В. Математика и искусство. М., Просвещение, 1992.

10.Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., Стройиздат, 1985.

11.Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблемы объективного метода в психо-

логии. // Вопросы философии, № 7, М., Наука, 1977.

12.Краткий словарь по эстетике. М., Просвещение, 1983.

13.Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М., Прогресс, 1977.

14.Мардер А.П. Эстетика архитектуры. М., Стройиздат, 1988.

15.Мастера архитектуры об архитектуре. М., Искусство, 1972.

16.Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Высшая школа, 1984.

17.Розенблюм Е. Художник в дизайне. М., Искусство, 1974.

18.Основы архитектурной композиции и проектирования. Под ред. Тица А.А. Ки-

ев, Высшая школа, 1976.

19.Силин А. А. Философия и физика в картине мира. // Философские науки, № 3-

4, М.,1997.

20.Степанов А.В. и др. Архитектура и психология. М., Стройиздат, 1993.

21.Философский словарь. М., Политиздат, 1975.

22.Шевелев К.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.А. Золотое сечение. Три взгляда на

природу гармонии. М., Стройиздат, 1990.

23. Эстетика. Словарь. М., Политиздат, 1989.


 

Содержание

 

 

Стр.


Введение

Часть 1 Категории изобразительных дисциплин

Часть 2 Учебно-методическое пространство взаимодействия категорий

Таблицы учебных планов

Список литературы



 

 

Учебное издание

 

Маслов Владимир Николаевич

 

Учебно – методическое пространство архитектуры

 

 

Учебное пособие.

 

 

Редактор А.М. Кокшарова

Лицензия серия ЛР № 020827 от 29 10.98 г.

План 1999 г., позиция 26. Подписано в печать

Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman.

Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.


Усл. печ. л..


Уч.-изд. л.


Тираж 100 экз. Заказ №


 

Ухтинский государственный технический университет.

169400, г. Ухта, ул. Первомайская, 13.

Отдел оперативной полиграфии УГТУ.

169400, г. Ухта, ул. Первомайская, 13.