Материал

 

Материал - это то, из чегосоздан объект (или может быть создан). Заметим

здесь применение слова “создан”, а не - “состоит”. Материал всегда несет в себе

следы создания своей окончательной, дошедшей до нашего восприятия, формы.

Материал - это не всегда вещество. Материалом могут быть и предметы (напри-

мер, кирпичи), и цифры, и даже люди и т. д.

 

Материал в рисунке и живописи - это то, с помощью чего создается изо-

бражение - краски, карандаши, кисти, бумага и т.д., а также то, что изображается -


ткань, дерево, стекло, кожа и др.


Отношение к материалу изображаемому и ма-


териалу изображающему менялось исторически. Художники, стремящиеся к ил-

люзорности, старались замаскировать материал из которого создается произведе-

ние, скорее даже - превратить его в изображаемый материал: мрамор - в женскую

кожу, краски - в солнечный свет. Налицо закономерность: чем меньше материаль-

ность (материальность - это свойство материала быть воспринятым) изобра-

жающего материала, тем больше материальность изображенного. И наоборот,

концепция выявления в работе свойств художественных материалов, подчеркивая

тем самым их материальность, приводит к “дематериализации” изображаемого.

Предмет, изображенный таким методом становится болеезнаковым и менее кон-

кретным. К тому же, повышается эмоциональность такого изображения. Худож-

ник получает возможность оставить следы своего эмоционального контакта с ма-

териалом, что в первом случае невозможно.

Итак, мы видим, что материал представляется в двух ипостасях - как

средство изображения и какпредмет изображения. В этом контексте представля-

ется возможность и необходимость дать определение понятию “изображение”.

Изображение - это отражение одного материала в другом. Данное опреде-

ление равно справедливо и для зеркала, и для бухгалтерского баланса, и для кар-

тины, но если заменить “отражение” на “выражение”, то получим определение

искусства - этовыражение одного материала в другом.

 

Функция изображения - информация. В этой связи характерен пример из

истории развитияматериала в скульптуре. В Древней Греции в период архаики,

да и в более позднее время, скульптуры почти целиком раскрашивались. Из этого

можно сделать вывод: в период архаики условность изображения греками не при-

нималась, да и, о самом изображении, по-видимому, не было речи. Курос - это не

изображение, это сам Бог (к примеру, Аполлон), это его воплощение. “Предки”

изображения -воплощение, отождествление до сих пор сидят в нашем подсоз-

нании (вспомним, проявившееся недавно, наше отношение к памятникам свергну-


тым вождям).


Итак, изображение - это продукт исторического развития циви-


 


лизации. Коль речь идет о развитии, то нетрудно


предвидеть


дальнейшее


изменение сущностного наполнения понятия изображения.

 

Материал в архитектуре.

“На любую архитектурную композицию, - пишет О. Вагнер, - решающее


влияние оказывает строительный материал и способ


обработки этого мате-


риала... Архитектурное решение должно


подчиняться материалу и технике


обработки этого материала.” [15, с. 73]. Не только подчинение, но и борьба,

преодоление материала - тема архитектуры. Часто материал как бы исчезает из

поля зрения архитектора - исчезает и “тема материала” в архитектуре, на первый

план выступает “тема формы” или “тема цвета”. Отметим эту закономерность,

чтобы вернуться к ней позже.

“Выявлению конструкций и материалов придавал, как известно, опреде-

ляющее значение Мисс ван дер Роэ. В своем педагогическом кодексе он устанав-

ливает такую программу обучения: от архитектуры в ее простейших формах -

до архитектуры как искусства - от познания материалов через изучение функ-

циональных процессов - к творчеству.” [3, с. 110].

Если вспомнить определение изображения, то по аналогии с ним можно оп-

ределить архитектуру как отражение функции в материале (техническая сторона),

или каквыражение функции в материале - здесь архитектура представлена как

искусство. Здесьфункция представлена в качестве материала изображаемого, а

строительный материал - материал изображающий. Они находятся в постоянном

диалектическом противоречии (как и в рисунке, живописи и скульптуре) - с одной

стороны, функция диктует свои условия формообразования материалу; с другой

стороны, материал имеет свою пластику, свою специфику формообразования и

функционирования.

Но каждый материал может выполнять ту или иную функцию лучше дру-

гих, и здесь он может более полно раскрыть свои пластические возможности.

Функция определяет материал, а архитекторраскрывает материал для функции.

Это определяетреализм в архитектуре.

Вернемся теперь к высказыванию О. Вагнера и дополним его: на любую ар-

хитектурную композицию решающее влияниеоказывает выбор отношения к

строительному материалу.

Если выбор материала неудачен или невозможен в реальной ситуации, ма-

териал будет неправдив, неэстетичен, возникает необходимость его скрыть под

другим материалом, закрасить, заштукатурить, то есть - убрать.

В некоторых архитектурных произведениях материал как бы исчезает,

не выявляется, не акцентируется - остается одна объемная форма - это тоже может

быть эстетическим композиционным ходом, только он должен быть осмыслен,

как необходимый.