Это понятие - выражение одного из основополагающих законов развития и
существования материи - диалектического закона перехода количества в качество.
Нюанс - этоколичественное различие по однородному признаку (по
типу больше - меньше, теплее - холоднее, светлее - темнее).
Контраст - качественное различие по однородному признаку (большое
- малое, теплое - холодное, светлое - темное ). Контраст / нюанс (иначе - контра-
стность) - одна единая категория, хотя состоит из двух понятий. Контраст и нюанс
неразрывно связаны между собой и даже граница между ними несколько размыта.
Они воспринимаются субъективно, в контексте ситуации. Действительно, трудно
определить, где “меньше” становится “малым”, а “больше” - “большим”. Иными
словами, эту категорию можно назватькатегорией различий.
Существует осо-
бенность, вызывающая споры при определении контраста и нюанса - это нюанс
качеств и контраст количеств. С последним проще - как ни измеряй длину, корот-
коекачественно отличается от длинного. Труднее с нюансом качеств. Отличие
грустного от печального - это нюанс настроения. Вычленим общий признак - это
количество печали. Таким образом, и контрастные отношения, и нюансные - это
количественные отношения, но в контрасте они перерастаюти в качественные.
Конечно, не бывает нюанса в
чистом виде - всегда присутствует толика, процент контраста, но мы выделяем
нюанс, как необходимую абстракцию для смыслового понимания категории раз-
личий. Профессор В. И. Молчанов пишет: “Различение есть первичный опыт, на
котором основано любое понимание любого предмета, состояния, любой ситуа-
ции. Только различая светлое и темное, мы понимаем, что такое светлое и тем-
ное. Мы не могли бы понять, что означает светлое или темное, если бы у нас не
было первичного опыта их различения. Это относится не только к чувственным
качествам, таким как холодное или теплое, твердое и мягкое и т.д. Это отно-
сится к любому виду понимания, которое предполагает различие и контраст как
один из видов различия.” [6, с. 118] - и подводит итог: “Бытие - различенность
предметов, та “конкретная пустота”, благодаря которой различаются, а зна-
чит, существуют предметы. Сколькими способами различается сущее, стольки-
ми способами являет себя бытие.” [6, с. 118].
Такая всеохватность категории различий позволяет найти и осмыслить кон-
траст и нюанс не только в композиции, где элементы непосредственно внутри
единой структуры сравниваются и различаются, но и “заочного” отличия объек-
тов и процессов от стереотипов, архетипов, идеалов и прочее.
Отсюда можно сделать вывод, что новая форма может осмысливаться
как новая только в контрасте со старой, условием чего должно быть существова-
ние “старой”, сложившейся формы, что небольшое отличие от стереотипа (нюанс)
- этопуть к развитию новой формы, контрастной старой.
Тождество - это частный случай категории различий, как различие положе-
ния в пространстве или времени “одинаковых” объектов. Тождество лежит в ос-
новесимметрии.
Все виды симметрии различаются лишь по положению тождественных объ-
ектов в пространстве относительно друг друга. Немецкий математик Герман
Вейль, вслед за древними греками, считает симметрию синонимом гармонии [7, с.
35]. Определяя гармонию какуравновешенность частей целого, можно согла-
ситься с таким утверждением. Тем более, что оно помогает раскрыть сложность и
многообразие
проявлений
категории различий. Итак,симметрия также –
уравновешенность частей целого - это общее определение симметрии. Различные
же виды симметрии (зеркальная, поворотная, переносная и т. д.) имеют каждая
свое математическое определение.
В обширной литературе о симметрии, часто говорится о всеобщности зако-
нов симметрии. И действительно, проявления симметрии можно встретить на ка-
ждом шагу. Но в тоже время, не встретить никогда в природе саму симметрию,
так как в природе полной симметрии не существует. И геометрия это доказывает.
Рассмотрим трехмерное пространство с точки зрения геометрии. Если описывать
однородное трехмерное пространство, то его определение будет следующим: это
совокупность точек, расположенных таким образом, что расстояние между сосед-
ними точками равны. Простейшая фигура, удовлетворяющая этим требованиям -
тетраэдр. Но выясняется, что одними тетраэдрами невозможно полностью запол-
нить пространство, как это легко удается в двухмерной плоскости равносторон-
ними треугольниками. Здесь же остаются пустоты в виде октаэдров [22]. Таким
образом, можно утверждать, что трехмерное пространство одновременно и сим-
метрично, так как состоит из симметричных фигур, и - асимметрично, так как фи-
гуры эти - разные. Благодаря ассиметричности, трехмерное пространство имеет
способность к развитию, поскольку неоднородно, а значит - нестабильно, это, в
свою очередь, является условием возникновения движения.
Итак, природа всегда нестабильна, она постоянно развивается. Сим-
метрия же - выражение стабильности. В искусстве симметрия как идея стабильно-
сти выступает как идеясовершенства или образ совершенства. К этому следует
добавить, что в нынешнее динамичное и нестабильное время идея совершенства, а
значит, симметрия, как выражение законченного движения - непопулярна, если
судить по произведениям архитектуры последнего времени.
Композиция является моделью мира, поэтому контраст и нюанс играют оп-
ределяющую роль в организации еесмыслового строя.
С помощью контраста и нюанса в композиции выделяетсядоминанта. Это -
либо контраст с окружением, либо завершение нюансного ряда (что также приво-
дит к контрасту).Субдоминанта создается таким же образом. Она противопос-
тавлена доминанте по какому-либо признаку: правое - левое, темное - светлое,
кривое - прямое, т. е. - контрастирует с ней.