Пропорции

 

Пропорция - это количественноесоотношение по однородному признаку

частей целого между собой. Это определение очень похоже на определение нюан-

са. Разница здесь только в словах “соотношение” и “различие”. Нюанс несет ин-

формацию об имеющемся различии, а пропорция выражает, каково оно в количе-

ственном выражении.

Математически различие выражается знаком “минус” (меньше) или -

“плюс” (больше), соотношение же - знаками деления или умножения. Иными сло-

вами, пропорция показывает, сколько раз одно укладывается в другом (даже если


 

эти “разы” являются дробными или иррациональными числами).Пропор-

ция - это мера подобия. Значит, категорию “пропорции” можно также назвать

категорией подобий. В пропорциональные отношения вступают все элементы

композиции, которые можно определитьколичественно: линейные размеры,

цвет, площади, объемы и т. д.

Когда пропорции в отдельной композиции подчинены единому закону или

закономерности, возникает ощущениегармоничности этой композиции. Напри-

мер, можно строить гармонические соотношения по правилу: два элемента целого

соотносятся между собой как один из элементов - к целому. Это - формула золо-

того сечения, выражающая структурное единство Вселенной.

Другой пример пропорционирования: элементы или части элементов равны

(по какому-либо признаку) между собой - правилосимметрии, выражающееэту

сторону строения Вселенной - симметричность. Можно также вспомнить систему

“Модулор” Ле Корбюзье, который пропорции золотого сечения связывал с разме-

рами частей человеческого тела, выражая идею закономерности возникновения

человека, как этапа развития Вселенной. Иными словами, системы пропорций не-

сут в себе философское содержание.

Гармония как результат пропорции - это выражение закономерного един-

ства мира. Поскольку пропорция определяется как мераподобия, то закономерно,

что гармония выражена в пропорциях, и ее можно также определить какмеру по-

добия миру. Гармония - это единство общего и частного, как в отдельном худо-

жественном произведении, как целостности, так и в отношении его, этого произ-

ведения, к большой целостности - ко Вселенной.

“Море гармонично в покое водяных масс (штиль), и в их активном

движении (шторм). Гармоничны в своем “спокойствии” египетские пирамиды и,

погруженный в вечную задумчивость, сфинкс. Но не менее гармоничны “падаю-

щие” арки, удерживаемые тросами висячего покрытия, и “скачущий” Медный

Всадник. В первом случае сооружениям присуща гармония масс, подчиненных

земной гравитации, во втором - гармония сил, противостоящих этой гравита-

ции, в первом случае - гармония покоя (статики), во втором - гармония движения

(динамики)” [14, с. 36], и во всех случаях речь идет осоотношении.

Чувственно воспринятая и осознанная человеком гармония воспринимаемо-

го объекта или явления служит основанием для оценки его каккрасивого.

Более глубокое и диалектическое - художественное - понимание гармонии

вырабатывается в эстетике нового времени, - пишет А. В. Волошинов, - худо-

жественная гармония - это гармония искусства, это не только математическое

соответствие между однородными элементами, но и единство противополож-

ных эстетических категорий: прекрасного и безобразного, трагического и коми-

ческого, возвышенного и низменного. Благодаря единству этих противоречивых

категорий, художественная гармония приобретает движение и наполняется

жизнью.” [9, с. 86]. Здесь Волошинов, вводя понятиехудожественной гармонии,

еще раз, более глубоко, подтверждает ее определение как соотношения, пропор-

ции, в данном случае, прекрасного и безобразного, трагического и комического и

т. д., т. е., однородных элементов эстетического пространства.


 


Гармония


-


родная


сестракрасоты.


Красота


-


это


более


субъективное понятие. Красоту определяет личность или общественное сознание,

ее можно определить какмеру подобия сознания и мира. Красота определяет

предпочтения общества или отдельной личности на данном этапе развития. Как

правило, среди представителей различных культур нет расхождений в оценке

гармоничности того или иного объекта или явления, тогда как оценка красоты

существенно различается как у представителей различных культур, так и “внутри”

одной культуры, и даже у одного человека в различные периоды его жизни. Кра-

сота - это правило, по которым живет общество и человек в сложившихся услови-

ях своего существования. Изменение этих условий выражается вмоде. Гармония

же - это непосредственное, интуитивное восприятие законов Вселенной. Отноше-

ние красоты и гармонии - это выражение человеком и обществом своей сущност-

ной целостности в мире - с одной стороны, и своего единства с миром, принад-

лежности ему - с другой.

 

Таким образом, красота, идеалы и, в конечном итоге, нравственность - ос-

новной стержень общества, объединяющий его в самоосознающую целостность -

в народ, страну, цивилизацию. Культура, искусство - это те скрепы, которые соз-

дают и осуществляют общество. Развал в культуре - это признак деградации и

развала в обществе. “Красота спасет мир”. Искусство, создавая красоту, делает это

постоянно.