рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности монументально-декоративного искусства стран Двуречья

Особенности монументально-декоративного искусства стран Двуречья - Лекция, раздел Архитектура, Архитектура стран двуречья   Искусство Стран Двуречья Представлено Несколькими Жанрами – Н...

 

Искусство стран Двуречья представлено несколькими жанрами – настенная роспись, орнамент, рельеф, круглая скульптура.

Настенная живопись IV-III тысячелетий до н. э. пользовалась двумя канонами в изображении человеческих фигур – геральдической (зеркальной) и линейной (построчной, трансляционной) композициями.

Геральдическая симметрия была применена в храме Нинхурсаг в Убайде (III тыс. до н. э.). Суть этой композиции заключается в том, что в ней четко прослеживается вертикальная ось, левая половина изображения почти в точности повторяет очертания правой половины: «Все в мире имеет свою противоположность – день и ночь, жизнь и смерть, добро и зло…».

Линейная симметрия (храм Капары в Телль-эль-Халафе, I тыс. до н. э.) – тема «шествия» чередой повторяющихся однотипных фигур (людей, зверей, птиц): «Мир полон ритма и чередования, подобно неизбежно бегущему Времени…».

 

Примером абстрактного орнамента может служить декоративное оформление «Красного Здания» в городе Уруке (конец IV тыс. до н. э.). На поверхности cтен гладкие вы­ступы-лопатки чередовались с отступами-нишами, украшенными цветной мозаикой. Эта мозаика состоит из «шляпок» глиняных, но обожженных конусов («гвоздей») длиной 9 см и диаметром 1,5 см. Цветные шляпки конусов были покрыты белой, красной или черной краской. Они образовывали вечную мозаи­ку, воспроизводящую привычные тогда узоры традиционных тростниковых циновок в виде чередующихся разноцветных треугольников, ромбов, зигзагов, волнистых линий и прочих фигур (рис. 5.17).

 

Рельефы и круглая скульптура Двуречья представлены многочисленными предметами из царских захоронений, статуэтками ушебти («ответчиков»), декоративными масками, украшавшими фасады зданий, колоннами в форме человеческих и звериных фигур (Митанни, I тыс. до н. э.). Отличительной особенностью скульптуры Двуречья являются огромные глазницы, инкрустированные белой эмалью (белки глаз) и черно-синими драгоценными камнями (зрачки). Глаз был лишен радужной оболочки, поэтому вызывает тревожные ассоциации с «демонизмом». По мнению шумерских и аккадских скульпторов, такая форма глаз олицетворяла мудрость, всевидение и проницательность. Руки месопотамских статуй были тесно прижаты к туловищу – сложены на груди или на коленях. Позы фигур были стандартно статичны, лишены движения, хотя лица полны внутренней экспрессии (рис. 5.18).

Во внутренней росписи храма в Укайре изо­бражены фигуры, как бы идущие по низу стен к алтарю. Алтарь же представляет собой ми­ниатюрную копию самого храма; роспись алта­ря изображает белые и желтые выступы, а на западающих филенках показан мозаичный узор. Поверху проходит плоский фриз – точно так, как на платформе самого храма. Как в росписи алтаря, так и в самых мозаиках платформы сочетаются черный, красный, желтый и белый цвета. Храм в Укайре дает, таким образом, наглядное представление о декоративном убранстве монументальных зданий в конце IV тысячелетия до н. э. Хорошие фрагменты такого декора сохранились в Уруке. В сооружении, расположенном между двумя храмами, мозаикой покрыты как округлые столбы на возвышении в глу­бине большого парадного двора, так и полустолбы по его сторонам. Можно думать, что это было общественное сооружение с двором для народных собраний и с возвышением для совета.

В искусстве стран Двуречья постепенно был наработан особый «банк образов» и религиозных символов, которые в дальнейшем легли в основу искусства Ассирии, Нового Вавилона, Мидии, ахеменидского Ирана и других стран Древнего Востока.

 

 

 

Рис. 5.17. Фрагмент орнаментальных узоров на поверхности «Красного здания» в Уруке (конец IV тыс. до н. э.)

 

 

 

Рис. 5.18. Статуэтки ушебти (адорантов, «ответчиков»)

 

Архитектура Месопотамии и сопредельных с нею горных стран, развиваясь на протяжении более трех тысячелетий, сохраняя вместе с тем свои основные черты. В долине они складыва­лись в обстановке непрерывных войн, которые издавна велись то за политическое преобладание, то для защиты от воинственных со­седей, то из-за внутренней борь­бы – племенной и социальной. Весь строй жизни был проник­нут началами силы и порабоще­ния, утверждавшимися и охра­нявшимися религией, идеями порабощения эксплуатируемых классов, покоренных племен, со­перничавших между собой горо­дов-государств и соседних стран. Еще шумеро-аккадцами была создана эта идеология и ее полити­ческие формулы, переросшие в идею мирового господства у вави­лонян, хеттов, урартов, ассирий­цев и персов.

Благодаря беспрерывным вой­нам очень высокого уров­ня достигла техника фортификационных сооружений. Ведущая роль крепостного строительства во многом определила формы всей архитектуры Пе­редней Азии. Не только цитадели и дворцы правителей, но и храмовые участки обносились мощными сте­нами с выступающими бастионами и башнями. Даже обычные жилые дома часто увенчивались зубцами с бойницами, от которых идет любимый декоративный мотив Передней Азии. Вхо­ды имели вид узких проходов с ловушками, характерными для крепостного строительства. Из природных условий на архитектуре Ме­сопотамии больше всего отразились очень жар­кий климат и недостаток или даже отсутствие дерева и камня. Стремлением защититься от нестерпимого зноя продиктованы и замкнутая композиция усадеб с ориентированными на се­вер или северо-восток жилыми комнатами, ко­лоссальная толщина почти глухих стен, и тол­стый глиняный ковер кровли.

Из-за недостатка дерева и камня универсаль­ным строительным материалом в Месопотамии была глина. Наряду с наиболее распространен­ными видами глиняных материалов –битой глиной и высушенным на солнце кирпичом – с раннего времени применялся обожженный кирпич для облицовок стен и тротуаров, фасонный – для сооружения столбов; керамические узорные плиты – для полов, керамические трубы – для водопровода и канализации, керамические «гвозди» – для крепления к сырцовой стене циновок и для ее декорирования и т.д. Недостаток строевого леса для балочных пе­рекрытий натолкнул месопотамских строителей на создание еще в доисторическую эпоху тро­стниковых, обмазанных глиной, как бы сводча­тых и купольных по форме хижин; затем по их образцу были созданы также и капитальные своды, ложные и клинчатые. С развитием торговли и с завоеваниями, раздвинувшими границы до горных областей, когда в Месопо­тамии появился привозной лес и с ним – ба­лочный накат для значительных пролетов, клинчатые арки и свод тоже продолжали при­меняться достаточно часто.

Следует отметить высокое благоустройство месопотамских городов; их планировку, учиты­вающую рельеф, инсоляцию и господствующие ветры; развитие водопроводных и канализа­ционных сооружений; искусное мощение улиц. Все это перешло затем в эллинистиче­скую эпоху к грекам и повлияло позднее на градостроительство римлян. Однако это относится к кварталам богачей; бедняки жили в крайней скученности, запертые в отведенные для них кварталы. Священный участок с храмами и зиккуратом был неизменно ведущим типом монументальной архитектуры в Двуречье. Зиккураты строились под его влиянием также в Ассирии и других сопредельных странах.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектура стран двуречья

Лекция.. архитектура стран двуречья особенности градостроительства..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности монументально-декоративного искусства стран Двуречья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архитектура стран Двуречья
План лекции:   1. Особенности градостроительства стран Двуречья. Планировка города Ура (III тыс. до н. э.) 2. Жилая архитектура Двуречья: - тростнико

Жилая архитектура стран Двуречья
  В Двуречье наиболее популярными было три типа жилищ: тростниковые хижины (серифы), дома с плоскими и с куполообразными кровлями. Рассмотрим их по порядку. Тростнико

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги