рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Дворец Синахериба в Ниневии

Дворец Синахериба в Ниневии - Лекция, раздел Архитектура, Архитектура Ассирии   В Последний И Наиболее Блестящий Век Су­ществования Ассирии С...

 

В последний и наиболее блестящий век су­ществования Ассирии столицей вновь стала древняя Ниневия (VII в. до н. э.). Название Ниневия встречается в клинописных текстах еще в конце III тысячелетия до н.э. в форме знака «Нина-А» или «Нину-А», означающего селение, окружающее рыбу, так как считалось, что его божество-покровитель – Нина – была богиней рыболовства. Есть предположение, что ассирийское слово «нун», что значит рыба, также имеет отношение к происхождению имени города.

Многие ученые утверждают даже, что библейская история Ионы в чреве китаесть отражение религиозных концепций, связанных с поклонением богине Нина. Подлинный расцвет Ниневии связан с годами правления сына Сар­гона II, царя Синахериба (705-681 гг. до н. э.), который сделал город своей постоянной резиденцией. Прежде всего, он заново перепланировал и отстроил весь город, украсив его великолепными зданиями дворцов и храмов, садами и цветниками. «Ниневия, – провозглашал он одном из клинописных документов, – благородная крепость, любимый город богини Иштар, откуда издавна мои отцы, правившие до меня, осуществляли власть над Ассирией и управляли подданными Энлиля, из года в год постоянно получая доходы в виде дани от князей со всех четырех стран света.Но ни один изних не подумал о том, что дворец, эта царская обитель, стал слишком тесен.…Они не думали о том, чтобы улучшить облик города, прокладывая новые улицы и расширяя площади, прорывая каналы и сажая сады…».

Синахериб обстраивает ее с невиданной роскошью. Он окружает город стеной протяже­нием около 12 км, с 15 воротами, и отводит русло реки Тебильту от Куюнджикского холма, на котором он строит себе огромный, дворец. О размерах этого дворца говорят следующие цифры: в нем было 27 монументальных порта­лов с фигурами крылатых быков и львов; най­денные здесь алебастровые плиты с рельефами занимают по протяжению около 3 км. Возле дворца был разбит большой парк с искусствен­ными озерами и павильонами, в котором царь собирал редкие экземпляры деревьев, цветов и животных, привозимые им из победоносных походов.

 

 

 

Рис. 6.18. Ворота Ниневии. Реконструкция

 

Примечательно, что греческие и римские историки не знали подлинное имя создателя города и приписали это деяние мифическому правителю Сирии Нину, супругу Семирамиды («Они оба стали владыками всей Азии»). Столицей Ассирии считался Вавилон, а столицей Сирии – Нин (Ниневия) [Страбон, Книга XVI, 2, с. 737] [47, С. 684]. О том же самом пишет историк Диодор Сицилийский (ок. 90-21 гг. до н. э.):

 

«Собрав отовсюду рабочих и доставив все необходимое к реке Евфрату, Нин строил хорошо защищенный город в виде продолговатого четырехугольника. Более длинные стороны измерялись ста пятьюдесятью, более короткие – девяноста стадиями… Таким образом, вся окружность города была равна четыремстам восьмидесяти стадиям. Надежда его не обманула, ибо никто впоследствии не построил такого большого города и с такими внушительными стенами. Стена ведь имела в высоту сто футов, а ширина ее позволяла проехать трем колесницам в ряд. Башен было общей сложности тысяча пятьсот, а в высоту они имели двести футов… В новом городе Нин поселил множество ассирийцев, притом из наиболее могущественных, а из других племен он позволил селиться желающим. Городу он дал свое имя Нин и отвел жителям большой участок прилегающей к городу земли…» [Диодор, II, 3, 2-4].

 

Знаменит канал, который Синахериб про­вел с гор, чтобы снабдить Ниневию хорошей питьевой водой. Он имел ложе (20 м шириной) из каменных плит, местами шел через тоннель, местами пересекал низины по акведуку на сплошном основании. Длина его превышала 50 км. В своей надписи Синахериб говорит, что он «щедро кормил и одевал строителей этого канала».

Береганоровистого Тигра укрепили дамбами, призванными уберечь растущую столицу от разрушительных весенних па­водков.

По обе стороны городской стены Синахериб заложил тенистые сады и парки. Недовольный грязной водой из Тигра и Хосра, он отыскал у подножия горных хребтов несколько источников кристаль­ной чистоты. Чтобы доставить эту воду в Ниневию, царь приказал построить мо­щенный камнем канал длиной свыше 80 километров, а через глубокие провалы и ущелья перебросить белокаменные акведу­ки. Но конечно, самое пристальное внима­ние уделил Синахериб строительству цар­ского дворца. Как и его предки в Нимруде, царь распорядился снести до основания прежние дворцовые здания и возвести на их руинах новый просторный ансамбль, достойный его величия и славы. «В один счастливый месяц и в один прекрасный день, – сообщает он, – построил я, по же­ланию своего сердца, дворец из алебастра и сирийского кедра... Я возобновил и закон­чил этот дворец от самого основания до верхушки…» (рис. 6.19).

 

 

 

Рис. 6.19. Реконструкция дворца Сеннахериба в Ниневии (гравюра XIX в.)

 

Размах строительной деятельности Синахериба в Ниневии был под стать его необузданному и сильному характеру. Чело­век, который без малейших колебаний от­дал приказ стереть с лица земли великий Вавилон, теперь терпеливо и заботливо пестовал новую столицу, стараясь придать ей величие и блеск, достойные могущества Ассирийской империи. Город былокружен двойным кольцом стен – внешней, каменной, и внутренней, из сырцовогокирпича. Последняя имела до 10 метров в ширину и 24 метра в высоту (рис. 6.18). Про нее говорили с почтением: «Та,которая своим ужасным сиянием отбрасывает врагов». Вокруг стены вырыли ров шири­ной 42 метра, наполнявшийся водой из ре­ки Хоср. Старые узкие улицы, где ранее не могли разойтись и два нагруженных вьюками осла, были расширены и спрямлены. Их вы­мостили камнем. Главный проспект города, залитый асфальтом и украшенный статуями богов, – Царская улица – имел 26 метров в ширину (шире, чем Невский проспект в Петербурге).

Дворец занимал территорию около трех гектаров и имел, помимо комнат для челя­ди, еще 80 покоев и парадный зал. Входы в царскую резиденцию охраняли 27 пар крылатых «гениев» и чудовищ. Стены дворцовых помещений были украшены бесчис­ленными каменными плитами, рельефны­ми картинами, надписями. Древние масте­ра запечатлели на сером мосульском мра­море самые значительные сцены из жизни ассирийских царей: победоносные походы в соседние страны, охоту на львов, пиры, общение с богами, перевозку статуи ги­гантского крылатого быка из горных каме­ноломен в Ниневию. «Самая поразительная и характерная черта орнаментации эпохи Синахериба, – отмечает Г. Роулинсон, — это яркий реализм... Везде изобра­жены горы, скалы, деревья, дороги, реки, озера, притом с явным старанием придать отличительные черты каждой данной мест­ности настолько правдиво, насколько поз­воляли искусство художника и материал, над которым он работал. Указан род дере­вьев. Сады, нивы, пруды, тростник тща­тельно изображены; попадаются дикие жи­вот- ные: олени, антилопы, кабаны; птицы летают с дерева на дерево илистоят надгнездами и кормят птенцов, которые к ним тянутся: рыбы резвятся в воде: рыбаки за­нимаются своим промыслом, поселяне – полевыми работами; каждая сцена, так ска­зать, снята фотографически, во всех по­дробностях…».

Золото, серебро, медь, алебастр, слоно­вая кость, самшит, кедр, кипарис, сосна, дуб – все нашло свое место при отделке внутренних покоев дворца. Сверкали голу­бой эмалью изящные изразцы, матово бе­лели оштукатуренные потолки, причудли­выми складками спускались вниз тонкие занавеси, подвешенные на серебряных крючках.

Вокруг блиставшего великолепием цар­ского дворца, вознесенного на высокую площадку цитадели (современный холм Куюнджик), был разбит большой тенистый сад, куда были доставлены диковинные ку­старники, деревья и цветы из всех подвла­стных Ассирии стран.

Дома горожан строились изглины икирпича иимели обычно не более двух этажей.Особой заботы хозяев требовал купальный бассейн с дном, покрытым ас­фальтом. Вместо выгребных ям с каждого двора шли сточные канавы, которые вели в большой, проложенный под мостовой канал.Верх зданий обыкновенно пред­ставлял собой террасу с плотно утрамбо­ванной землей.От жары спасались в под­вальных помещениях, стены которых по­ливали водой. Ниневия оставалась столицей Ассирии и при последующих царях.

Ашшурбанипал (668-626 гг. до н. э.) отстроил заново дворец своего деда Синахериба. При этом он снес ряд обветшавших построек, заменив их новыми, более обширными и великолепными. В этом дворце, как известно, и была найдена часть ниневийской библиотеки. Огромное здание возвышалось на обширной искусственной террасе высотою в тридцать метров и площадью свыше десяти гектаров. Туда не долетали бесчисленные рои насекомых и не доходили вредные болотные испарения.

Возле дворца был разбит парк из редких деревьев. Для этого пришлось в кирпичной террасе оставить глубокие гнезда и наполнить их жирной землей. По искусственным каналам сюда подводилась вода, заполнявшая пруды, в которых плавали лебеди. Во дворце насчитывалось более восьмидесяти обширных зал, комнат и коридоров. У его входа были поставлены огромные каменные изваяния крылатых человеко-львов и быков. Они как бы охраняли подступы к царской обители. Некоторые из этих фантастических существ обладали удивительным свойством. Они, казалось, не спускали глаз с посетителя, разглядывали его со всех сторон. А когда он входил в дворцовые ворота, – делали стремительный шаг вперед.

Могучие желтые стены Ниневии и ее зубчатые башни величаво отражались в во­дах широкого Тигра. Незыблемо, как ска­ла, возвышалась царская цитадель, откуда повелитель Четырех Стран Света направ­лял грозные указы во все концы своей не­объятной империи. Как и прежде, склоня­лись перед мощью Ассирии далекие и близкие соседи. И в назидание непокор­ным у восточных ворот, за дворцом Синахериба, сидели в железных клетках плененные Ашшурбанипалом цари и толкли в ка­менных ступкахвырытые из могилкости своих предков. Бесконечные вереницы пленников, подгоняемых стражей, тяну­лись с утра на городские базары,чтобыбыть там распроданными к вечеру; мужей навсегда разлучали с женами, отцов и мате­рей – с их детьми.И казалось, что так бу­дет продолжаться вечно.

Но дни Ниневии были сочтены: «Город Нин был разрушен тотчас после падения Сирийского царства…» [Страбон, Книга XVI, 3, с. 737] [47, С. 685] В 612 году до н. э. к ее стенам подошла объединен­ная армия мидийцев и вавилонян. Мидийский царь Киаксар (ок. 625 г. до н. э.), командовавший союзниками, быстро сумел свести на нет все преимущества грозных укреплений ассирийской столицы. Осаждающие на плотах подтянули под самые ниневийскиестеныогромные стенобитныемашины и поочередно проломили как внешнюю, так и вну­треннюю линии обороны. Отряды обезу­мевших от предвкушения богатой добычи воинов ворвались в город. Начались по­вальная резня и грабежи. Последний пра­витель Ассирии – Синшаришкун, не же­лая попасть в руки победителей, поджег свой роскошный дворец и бросился в пла­мя. Очевидец гибели Ниневии (видимо, один из пленников, приведенных туда ра­нее ассирийскими солдатами) так описал последние мгновения жизни великого го­рода:

«Горе тебе, город кровавый, исполнен­ный обмана, преступлений и грабежей! Всадники мчатся, меч сверкает, секира блестит! Убитых множество, груды трупов! Ниневия разрушена! Кто станет жалеть о ней? Все, кто слышат о тебе, радуются судьбе твоей: ибо кто же не испытывал не­престанно на себе злобы твоей?…».

Ненависть победителей к павшей сто­лице была столь велика, что они разруши­ли ее почти до основания. Ниневия так и не возродилась вновь. И когда спустя мно­го лет уцелевшие жители вернулись на пе­пелище, они не стали там селиться, а ос­новали новый город за рекой, напротив старого, назвав его Меспилой (Мосулом).

Так сбылось мрачное предсказание од­ного иудейского пророка того времени, предрекавшего гибель ненавистного города от гнева божьего:

«Он протянет руку свою на север и уничтожит Ассирию; и сделает Ниневию заброшенной и сухой, словно пустыня. И стада будут лежать в центре ее, и все звери, и пеликан и дикобраз, будут жить под колоннами; их голоса будут слышны в окнах, одиночество будет за порогами.… Этот веселый город, который жил беззаботно и твер­дил себе, что я есть, а, кроме меня, нет ни­чего, станет пустыней, стойлом для живот­ных! Все, кто будут проходить мимо, будут свистеть и махать руками…».

Правительство Ирака предприняло ряд мер по восстановлению Ниневии. Был восстановлен километр каменных укреплений. Но на фоне куда более внушительной внутренней ниневийской стены из сырцового кирпича, от которой остались до наших дней лишь высокие крутые валы, стена-новодел выглядит как-то уж очень декоративно и несерьезно. Общая протяженность стен древней ассирийской столицы составляла 12 километров. В стенах имелось 15 башен-ворот, названных в честь важнейших ассирийских богов: ворота Машки, Нергала и Адада. Даже без недавних широкомасштабных реконструкций Ниневия производит сильное впечатление на любого зрителя. Это подлинный и хорошо различимый древний город с укреплениями и четким внутрен­ним делением (цитадель холма Куюнджик, цитадель холма Наби-Юнис). Повсюду, на откосах валов, в ямах и впадинах видны обломки древней глиняной посуды, статуэток. И не нужно большого воображения, чтобы представить себе Ниневию в эпоху её наивысшего расцвета, когда победоносные ассирийские цари спешили истратить полученную в далеких походах добычу на украшение и развитие новой столицы.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектура Ассирии

Лекция... Архитектура Ассирии Особенности градостроительства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Дворец Синахериба в Ниневии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архитектура Ассирии
План лекции:     1. Особенности градостроительства Ассирии (структура военного лагеря, планировки Ашшура и Дур-Шаррукина) 2. Фортификационное ис

Архитектура культовых сооружений. Храмы и зиккураты Ассирии
  Строительство культовых сооружений в Ассирии, в отличие от Египта или стран Двуречья, не получило широкого развития. Отличительной особенностью храмов Ассирии было асимметричное реш

Архитектура ассирийских дворцов
Дворцовое строительство Ассирии, занявшее после утверждения ее военного могу­щества ведущую роль в архитектуре, неизмен­но носило характер подавляющей монумен­тальности, крепостной замкнутости (нео

Особенности монументально-декоративного искусства Ассирии
  Декоративное искусство Ассирии знаменито своими изразцами, рельефными панно (ортостатами) и круглой скульптурой. Рассмотрим их по порядку. Изразцы – глазурова

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги