Особенности монументально-декоративного искусства Урарту

 

Из произведений монументально-декоративного искусства Урарту наиболее знаменита разноцветная каменная инкрустация пола из крепости Топрак-кала близ озера Ван (VII-VI вв. до н. э.). В плитах пола здесь вырезались округлые или многоугольные лунки, в которые вставлялись концентрические кольца из черного, белого и темно-красного камня. К полу кольца крепились с помощью медного конуса. Встречались также варианты квадратных, многоугольных орнаментов, орнаменты в форме ромба, ласточкиного хвоста и т.д.

Росписи сохранились в Эребуни лучше, чем в Тейшебаини. Широкий пояс росписи, занима­ющий нижнюю часть стены, состоял из не­скольких орнаментальных и фигурных полос. Особенно интересны полоса с зубцами крепо­стной стены и нижняя полоса с изображением характерных для искусства Месопотамии сцен поклонения священному дереву. Фриз испол­нен синей, красной и черной красками по бе­лому фону (рис. 7.33).

 

 

Рис. 7.33. Расписной фриз Перистильного двора в Эребуни (по О.Х. Халпахчьяну)

 

Судя по дворцам Тейшебаини и Эребуни, роспись парадных и культовых поме­щений была распространена в Урарту. Росписи стен обычно производились синей и темно-красной краской по белому фону (каолиновая огнестойкая глина). Перед началом работ на поверхность стены наносилась сажей сетка.

 

Рис. 7.34. Фрагмент росписи Малого зала в г. Эребуни

 

 

Рис. 7.35. Крылатые лев, кариатида – статуэтки с подножий урартских тронов.

Красную краску получали из природной охры, богатой железом, синюю – из нефритовой лазури, замешанной на клею (толченая смальта) (рис. 7.34). Интерьеры помещений обычно украшались коврами, циновками и бронзовыми предметами (посуда, оружие, декоративные маски и т. п.).

Изображения животных (быков, грифонов, львов) на фресках и коврах, в круглой скульптуре были выполнены в ассирийских традициях, но достаточно примитивно (рис. 7.35). Мышцы животных здесь были показаны условными завитками и штрихами, лишены экспрессии и силы, присущей ассирийскому искусству.

 

Государство урартов пало в 585 году до н. э. в результате нашествия объединенной армии Мидии и скифов (рис. 7.36).

 

 

Рис. 7.36. Киммерийцы (роспись этрусской вазы). Скифы

 

В то же время урартская культура оказала несомненное влияние на развитие строительного искусства и архитектуры Ассирии, народов Закавказья. На территории Армении находят руины крепостей, построенных в урартских традициях. Урартский язык, мифология и религия, сохранив многие черты ассиро-вавилонской культуры, оказали огромное влияние на развитие искусства Великой Армении.