Злая мачеха сверхчеловека

История мировой культуры свидетельствует, что в большинстве
своем огромный потенциал сверхвозможностей не используется так,
как его можно было бы эксплуатировать к всеобщей радости и
пользе человечества. Этому есть разумное объяснение: причина
кроется в идеологическихпредставлениях, которые словно путы,
сковали любые движения человека в сторону практического исполь-
зования фантастических возможностей «иного мира»!

Все, кто целенаправленно пробуждал в себе черты и свойства
сверхчеловека, обычно делали это в рамках определенной религии и
действующих в ней духовных школ. Это — не обязательное условие.
Оно возникло естественным путем в ответ на призывы основателя
религиозного учения и его ближайших последователей.

Обычное содержание таких обращений к человечеству —
достичь Божественного мира, приобрести Божественные черты,
подготовить себя для вечной жизни, стать бессмертным. Для дости-
жения этих целей основоположники вероучений предлагали набор
психофизических методов и приемов, которые являются фунда-
ментом для создания и функционирования духовных школ. Так


Глава 3 Все люди разные 108

происходило в иудаизме, христианстве и исламе. Так произошло и в
буддизме, хотя эта доктрина не является вероучением в его
привычном понимании, ибо в ней игнорируются распространенные
многотысячелетние традиции толкования «иного мира», как мира
Божественного. Однако в фундаменте буддизма заложены те же
самые краеугольные камни, что и в любой религиозной системе:
набор психофизических инструментов для связи человека с «иным
миром».

Под жестким воздействием церковных организаций, приобре-
тенные сверхчеловеческие качества лежат под спудом, не находят
практического применения. Парадоксальный факт, ведь это прямо
противоположно тем целям, для достижения которых создавались
церкви! Один из основателей христианской церкви апостол Павел
видел в приобретении сверхвозможностей, которые он считал прояв-
лениями Святого Духа и называл «дарами духовными», одну из
главных задач христиан.

«Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается
Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному
вера… иному дары исцелений…; иному чудотворения, иному проро-
чество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолко-
вание языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя
каждому особо, как Ему угодно… Ревнуйте о дарах больших…»

Однако использование чудотворных способностей вскоре после
создания организации стало резко осуждаться руководителями
церкви и теологами. Исключение делается, и то с большой опаской и
сквозь стиснутые зубы, разве что для чудотворного лечения больных.

Но и сами чудотворцы, «одаренные Духом» обычно не
проявляют в этом собственной инициативы. Если они и занимаются
целительством, то только в силу приобретенных особенностей
психики: они просто не могут отказать просьбам страждущих.


109 Часть первая Сверхвозможности человека

В чем причина такого положения вещей? Как увязать равно-
душное отношение к страданиям окружающих людей с фундамен-
тальной нравственной нормой: «помоги ближнему»? Ведь «получив
духовные дары» можно реально исцелять больных, кормить
голодных и воскрешать мертвых!

В исламском суфизме вот уже более тысячи лет действует
следующее правило поведения: «Лучше вернуть к вечной жизни
одно мертвое сердце, чем вернуть к жизни тысячу мертвых тел»
.

Смысл этого нравственного закона заключается в том, что беспо-
лезно воскрешать мертвых, они все равно рано или поздно умрут.
Истинная помощь людям заключается в том, чтобы поставить их на
Путь, ведущий к бессмертию, снабдив целями и стимулами к дости-
жению этих целей. Подобная нравственная норма содержится в
клятве, которую когда-то давали суфии: «Мы можем научить тебя
помогать самому себе, и мы обязаны выполнить свой долг…»

Напомним читателям, что столь спорные способы решения слож-
нейшей нравственно-этической проблемы — помогать или не
помогать людям приобретенным духовным даром — были сформу-
лированы в недрах ислама через многие сотни лет после рождения
христианства и, несомненно, с учетом его опыта.

Отрицательное отношение церквей к чудотворению объясняется
теологами тем, что чудо — это проявление Божественной Воли. И
нельзя злоупотреблять этой Волей. Идущему по духовному пути
нельзя уделять специальное внимание сверхъестественным
явлениям, так как это отвлекает его от Бога — главной цели самораз-
вития.


Глава 3 Все люди разные 110

Неприятие чудотворения иной раз приобретает гротескные
формы. Пророку Мухаммеду приписываются слова: «Чудеса —
месячные мужчин».
Здесь содержится намек на нечистоту людей,
совершающих чудеса. И как мужчина не совокупляется с женщиной
во время ее месячных, так и Бог отказывает в слиянии с ним чудо-
творцам.

В восточных культурах во многом аналогичное отношение к
чудесам: «Сверхъестественные явления — это цветы на обочине
дороги, ведущей к освобождению», —
вот основной мотив подобных
взглядов. Чудеса — это отвлечения, помехи на столбовой дороге к
бессмертию души или освобождению от бесконечной череды
смертей-рождений, или сансары, не позволяющей навсегда остаться
в вожделенном «ином мире».

У буддистов есть еще одно оправдание пренебрежительного
отношения к чудотворению. Несмотря на то, что чудеса по своей
природе сверхъестественны, они, как резонно считают последо-
ватели Гаутамы, тем не менее происходят в физическом мире. В свою
очередь, этот мир непостоянен, каждое мгновение он исчезает и
появляется вновь, а значит, призрачен, иллюзорен. И потому ни он
сам, ни то, что происходит в нем, не заслуживает сколько-нибудь
значимого внимания и положительного отношения.

Одним словом, подавляющее большинство крупных церковных
организаций выступают активными противниками специального,
целенаправленного освоения методов управления сверхъесте-
ственными явлениями. Церкви упорно отстаивают подобную
позицию, несмотря на то, что она явно противоречит важнейшим
нуждам и чаяниям людей и человечества в целом. Они относятся к
сверхвозможностям как к нелюбимому пасынку.


111 Часть первая Сверхвозможности человека