Западный путь к мудрости

Осмысление места «иного мира» в общей картине мироздания,
освоение и использование конкретных методов взаимодействия с
ним человека стали предметом другого вида человеческой деятель-
ности, известной нам сегодня под названием «философия». Тысяче-
летний период, начиная с VII–VI веков до нашей эры и до начала
господства христианской церкви в V веке нашей эры, ознаменовался
появлением большого количества философских школ. Они пропове-
довали практические пути достижения «иного мира» и объясняли его
устройство с собственных, иногда диаметрально противоположных
позиций. Это была практическая философия, которую мы сегодня
трактуем совершенно превратно.


141 Часть первая Сверхвозможности человека

Современные историки и философы воспринимают наследие
этих школ только как попытку представить себе и объяснить другим
устройство мироздания. В действительности, основным содер-
жанием древнегреческой философии были сугубо практические
вопросы воспроизведения религиозного опыта и психофизических
технологий взаимодействия с «иным миром».

Первым значительным, с точки зрения понимания взаимодей-
ствия человека с таинственным невидимым миром, представителем
древнегреческой философии был Пифагор (580–500 гг. до н. э.).
Именно он назвал Великий Путь к «иному миру» термином «фило-
софия», а конечный пункт этого Пути — Мудростью. Легенды утвер-
ждают, что Пифагор прошел более чем тридцатилетнее обучение в
храмах богини Исиды в египетском городе Мемфисе и бога Бэла в
городе Вавилоне в знаменитом Междуречье. Побывал он, якобы, и в
Индии.

Большое влияние на ученого оказало и Орфическое учение.
Свою единственную книгу, которую Пифагор считал самым важным
трудом своей жизни и, к сожалению, не дошедшую до наших дней,
он назвал «Священное слово Орфея».

Приобретенные Пифагором знания касались, прежде всего, могу-
щественных возможностей человеческой психики и методов их
пробуждения.

«Ваше собственное существо… полно бурь и несогласий. И
задача в том, чтобы осуществить в нем единство гармонии. И
лишь тогда Бог проникнет в вашу душу, и лишь тогда вы разделите
его власть…»
, — говорил первый философ своим ученикам. В этих
словах высказана вся глубина понимания божественного могущества
«иного мира» и препятствий к взаимодействию с ним. Это прежде
всего «бури и несогласия» чувств, ощущений, мыслей и желаний, то
есть спонтанная, хаотическая деятельность сознания. Задачей
любого человека является усмирение этих бурь, достижение


Глава 4 История контактов с «иным миром» 142

гармонии сознания с помощью определенных психофизических
упражнений, названных Пифагором безмолвием. Только тогда
человек становится подобным богу, приобретает черты сверхчело-
века. В его школе основным элементом обучения, продолжающегося
от двух до пяти лет, был курс «безмолвия». Точное содержание пифа-
горейского «безмолвия» сейчас трудно установить. Однако несо-
мненно, что это были определенные психофизические действия,
направленные на успокоение внутриумственных «бурь и
несогласий».