Молитва

В I тысячелетии до нашей эры в многочисленных культурах
Восточного Средиземноморья, ставших фундаментом современной
западной цивилизации, аналогом рефла была молитва. Чаще всего
такое словесное выражение являлось обращением к богам с какой-
либо просьбой.

Типичной формой дохристианской молитвы были поэтические
гимны мифологического Орфея. Именно его древние греки почитали
как основателя знаменитых мистерий, в которых человек знакомился
и соприкасался с невидимой частью Природы, с «иным миром».

О непреклонный Уран, вечный отец, прародитель,
Неколебимая часть Космоса. Грозный супруг Геи.
Начало всего и окончание…

Стражник земли и небес; взор, проникающий всюду;
Необходимости перст, робость внушающий всем…
Неумолимый отец…блаженный, всевышний,
Благочестивую жизнь мисту молящему дай!


Глава 1 В начале было Слово 184

В первые два века становления христианской церкви многочис-
ленные языческие боги в молитвенных обращениях были заменены
одним именем — Иисус Христос. Отныне христиане лишь одному
ему воздавали честь, славу и благодарение. К нему же обращались с
прошениями. Однако физиологический смысл правильно совер-
шаемой молитвы не изменился по сравнению с языческими време-
нами. Она по-прежнему оставалась средством воздействия на
сознание с целью перевода его в особое состояние. Конечно же, это
ясное назначение молитвы как рефла зачастую затуманивался терми-
нологией и представлениями ограниченно или даже ложно понятого
христианского вероучения: молитва, мол, — это прямая связь
человека с Богом, излияние души, предстающей перед Богом в благо-
говении, доверии, в надежде и любви и т. д.

Однако, христианские подвижники и некоторые теологи, в
особенности православные исихасты-священнобезмолвствующие,
прекрасно понимали основной смысл произнесения слова. Как писал
в XIX веке русский святитель Феофан Затворник: «…в голове непре-
станно толкутся разные мысли и отвлекают ум
».

Молитвы же используются для того, чтобы ум держать на
одной мысли
. Причем, в православии по степени воздействия на
сознание человека различали три формы молитвы. Тот же Феофан
Затворник отличает молитву, в его терминологии, читательскую, она
же делательная или телесная, которая не приносит никакой пользы,
никаких изменений человеку. Она — автоматическая, формальная, а
потому — бестолковая. Однако именно она используется подав-
ляющим большинством верующих, и не только христиан, для, якобы,
«связи с Богом».

Вторая форма — умнáя (с ударением на предпоследнем слоге)
молитва. Она, собственно, и является рефлом, тем самым словом,
при произнесении которого происходят положительные изменения в
мозге. По мере приобретения опыта в процессе постоянного


185 Часть вторая Тренинг мозга

тренинга мозга, умная молитва переходит в чувственную, сердечную,
когда человек явственно начинает ощущать приятные эмоции, с
которыми ранее не был знаком.

Наиболее широко, с первых веков христианской эры, исполь-
зуется молитва, называемая Иисусовой: «Господи Иисусе Христе,
Сыне Божий
, помилуй мя, грешного!». Так же, как и у мантр, у нее
есть краткая форма: «Господи, помилуй!». По-гречески она звучит как
«Кирие, Элейсон!».