Познание истины — это грех?

Что же это за знание, про которое змей2, искушая Еву, сказал, что
от него «откроются глаза ваши, и вы будете, как боги».

Авторы мифа обозначают его как «знание добра и зла». Столь
общая формулировка дает возможность отождествить это знание со
всеобъемлющими нравственно-этическими «знаниями от А до Я»
Так обычно и считают как христианские теологи, так и современные
ученые — исследователи Библии и христианства. Однако это —
поспешные и поверхностные суждения.

В истории человечества известна только одна категория знания,
дающая возможность человеку «стать богом». Это истина о суще-
ствовании «иного мира», способах его постижения и взаимодей-
ствия с ним. Это знание о существовании инструмента, с помощью
которого любой человек может стать свободным и счастливым.
Древние облекли известные им глубочайшие противоречия между
потенциальными сверхвозможностями человека, его способностью
приобрести божественное могущество над миром и реалиями
рабской необходимости собственным трудом удовлетворять
жизненные потребности в замечательную притчу о «вкушении
запретного плода» с последующим вечным наказанием человечества.

Как относится к рабской зависимости человека от собственного
труда христианство? Сказать, что положительно — значит не сказать
ничего. Авторы мифа выражают недоумение по поводу несправедли-
вости ситуации, в которой оказался потенциально могущественный
человек, и поэтически формулируют ее мифологическую причину в
форме «как бы преступления и наказания»3. Христиане же толкуют
этот миф дословно и однозначно.

2 Глубоко символично, что корень древнеарамейского слова «нахаш» — «змей»,
употребленного в книге «Бытие», означает «познать истину».


21 Часть первая Сверхвозможности человека

Христианские теологи «вкушение запретного плода» мифологи-
ческим Адамом называют первородным грехом. Их даже не смущает
вопиющее противоречие с целями, объявленными людям Иисусом
Христом: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с
избытком»
, то есть имели жизнь во всем ее богатстве. Теологи не
хотят признавать, что «жизнь в рабской зависимости» и «жизнь во
всем ее богатстве» — это далеко не одно и то же.

Оправдание они находят в давнем антигуманном тезисе, который
на все лады склоняет представление о «гордыне человека». Одна из
форм этого тезиса сформулирована в конце XX столетия одним из
известных публицистов, православным священником А. Менем.
Первородным грехом он считает духовную тенденцию «поставить
себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы».

Эта цитата убедительно показывает, к чему может привести иска-
женное миропонимание: полное раскрытие возможностей человека
воспринимается функционерами религиозной организации как чрез-
вычайно греховное дело.

Справедливости ради нужно сказать, что в христианстве всегда
были и существуют сегодня другие мнения. Они выражают мысль о
необходимости обожения (с ударением на второй слог) человека, что
в корне противоречит представлениям, выразителем которых был
цитируемый священник. «Жизнь во всем ее богатстве» может быть
доступна человеку как раз в том случае, если он «заставит служить
себе силы мироздания», что невозможно сделать без приобретения
могущества, подобного Божественному. Это и является обожением
человека.

3 Реальная причина заключается, по-видимому, в том, что сверхвозможности, до
сих пор проявляющиеся у некоторых людей, являются только «первой
ласточкой», первоначальной стадией на эволюционном пути от «человека
разумного» к новому виду — «человеку сверхразумному».


Глава 1 Что человеку нужно и как этого достигнуть 22

Наверное, суждение о глубокой греховности познания является
одной из самых антигуманных идей, заимствованной в иудаизме и
противоречащей духу Нового Завета. Вспомним, что сказал Христос
уверовавшим в Него иудеям: «И познаете истину, и истина сделает
вас свободными».

Только тогда люди освободятся от греха, в том числе перво-
родного, а значит и от наказания за него. То есть от рабской зависи-
мости человека от повседневного изнурительного труда. Только в
этом случае человек обеспечит себе полнокровную, свободную и
счастливую жизнь. А истина заключается в потенциальном могу-
ществе человека. И этот известный библейский тезис неожиданно
для сегодняшних просвещённых умов получает очень глубокое
подтверждение и наполняется реальным, конкретным смыслом.