Шаман и функция внимания

В результате тысячелетнего использования в древнейших обще-
ствах хорошо нам известного по собственному опыту метода
познания мира — проб и ошибок — были найдены приемы переклю-
чения сознания в предсозерцательное состояние. Отдельным, исклю-
чительным личностям удавалось перевести собственное сознание и в
созерцательное состояние, в котором появлялась возможность взаи-
модействия с «иным миром». Об этом свидетельствуют результаты
многочисленных этнографических исследований современных нам
племен и народностей, по своему развитию находящихся на уровне
каменного века. Используемые при этом психофизические приемы и


Глава 2 Подвиг внимания 210

методы мы сейчас называем шаманскими. А людей, владеющих
ремеслом переключения сознания в иной режим работы, именуем
шаманами, знахарями, колдунами и т. д.

Концентрация внимания в освоении этих методов, как правило,
еще не имеет осмысленного значения. Поэтому шаманское ремесло
зачастую основано на спекуляциях искусственно вызванными галлю-
цинациями. Однако высокопрофессиональные шаманы, которые
глубоко освоили методы управления сознанием, обязательно
используют психофизические приемы, основанные на концентрации
внимания. Они прекрасно понимают, что без развития внимания их
ремесло сведется лишь к обману легковерных соплеменников.

Например, как описывает известный ученый М. Элиаде, в одном
из родов современных эскимосов, анмасальских, шаман заставляет
своего 8–12-летнего ученика, уединившись, потирать один камень о
другой. Этот странный на первый взгляд процесс должен привести к
встрече ученика со своим будущим духом-помощником. «Из глубины
озера выйдет медведь, пожрет твое тело, оставив только скелет…
,
— наставляет шаман. — Но ты вновь обретешь свое тело, ты
пробудишься…»
. Процесс потирания камней представляет собой
необходимый элемент, как мы сейчас выражаемся, «концентрации
внимания на повторяющемся однотипном физическом действии».
Через определенный промежуток времени этот процесс переводит
сознание в предсозерцательное состояние, когда мозгом могут гене-
рироваться визуальные галлюцинации.

Ученик для достижения необходимых изменений в мозге зани-
мается упражнениями по концентрации внимания на «потирании
камней» многие месяцы или даже годы. И, наконец, долгожданное
приобретение духа-помощника осуществляется, когда у ученика
появляются галлюцинации на заданную тему. Отныне он их будет
часто вызывать: ведь общение со своим духом-помощником является
неотъемлемым элементом шаманской деятельности. И в будущем


211 Часть вторая Тренинг мозга

ему на это потребуется совсем немного времени: десятки минут или
несколько часов подготовки сознания к переводу его в предсозерца-
тельный режим работы.

Но этим шаманское ремесло не исчерпывается. Чтобы стать
квалифицированным мастером своего дела, шаман должен освоить
методы взаимодействия с «иным миром». Он на практике должен
доказать соплеменникам свое умение творить сверхъестественные
явления. И шаман еще долгие годы посредством тренировки
внимания осваивает методы вхождения в созерцательное состояние,
в котором только и возможно инициировать сверхъявления.