СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДОМИНАНТ

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДОМИНАНТ. Можно ли целенаправленно формировать новые доминанты? На этот вопрос современнаяпсихофизиология точного ответа не дает. Одно несомненно: доминанта не фатальна и прежде чем, например, проводить серьёзную рекламную кампанию, необходимо"расчистить место" — как минимум, попытаться скорректировать прежние доминанты. (Полностью их затормозить не удаётся — это хорошо видно из опытов поизучению сновидений и применению гипноза ) Известно четыре основных психофизиологических механизма коррекции старых доминант. 1. Резкое ослабление доминанты в связи с ее естественным разрешением.

Наверное, это знакомо каждому читателю: после объявления посадки на ожидаемый самолет всепоследующие объявления диктора воспринимаются не столь напряженно. 2. Запрет, торможение "в лоб". Волевое управление "в лоб", выражаемое обычно приказами "нельзя!","не делай!", — метод традиционной педагогики. Это малоэффективно и практически не используется в рекламной деятельности. Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между "хочу" и "нельзя", к так называемой "сшибке нервныхпроцессов" (термин И.П. Павлова) и неврозам. 3. Переведение нужных действий в автоматизм Название этого механизма описывает важную закономерность педагогики, коммуникаций ирекламы. Заметим: в любой ответственной и хорошо работающей социальной системе — от "армейскойпедагогики" до отправления религиозных культов — используются "полезные автоматизмы". При входе в храм (любой религии) человек обязан совершитьнекоторые обязательные действия, повстречавшиеся и незнакомые друг другу военные должны непременно отдать честь. 4. Торможение прежней доминанты новой Как выполнить задание " Ни за что не думайте о белой обезьяне, об этой противной белой обезьяне!" Как можно не думать о таком впечатляющемобразе? Кажется сам запрет работает на доминанту.

Наиболее успешный путь здесь, по мнению А.А. Ухтомского, — создание новой доминанты, тормозящей старую.

То есть, чтобы не думать о белой обезьяне, следует упорно думать о красном зубастом крокодиле! Действительно: ведь не даром умная мать незапрещает малышу хныкать, а отвлекает его Механизм формирования новых доминант малоизучен, но для рекламной практики достаточнознать, что новые доминанты могут быть выработаны с различных уровней деятельности: Информационного, Эмоционального и Физиологического.

Понятно, чтоинформационное воздействие, как правило, самое слабое — недаром призывы Минздрава "Курениеопасно для вашего здоровья" не срабатывают даже в среде медиков При прочих равных условиях формирование новой доминанты, тормозящей старую, наиболеецелесообразно вести через физиологический механизм, мышечные действия.

Недаром физиолог И.П. Павлов для снятия сильного возбуждения рекомендовал "страстьвогнать в мышцы": окатиться холодной водой, поколоть дрова, сделать пробежку.

Известны случаи, когда человек с неврозом (то есть имевшийпатологическую доминанту) выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы, а упражнения йоги, аутотренинг начинаются именно с мышечныхдействий: необходимо "приоткрыть дверь" в сознание, сформировать требуемые доминанты. Ведь мы знаем, волевые приказы "в лоб", будь тотребования расслабиться или не курить, работают плохо.

На этом психологическом механизме построена система подготовки актеров К.С. Станиславского. Посколькузаставить напрямую, волевым приказом, работать мозг и чувства ученика - непосильная задача, он пошел обходным путем: а что, если дать прочувствовать актеру"нерв" роли через физическое действие? ПРИМЕР. Был случай: молоденькой актрисе никак не удавалось сыграть чувство растерянности, страха в ночномлесу Уговоры, то есть работа на уровне слов, что "должно быть страшно", естественно, не помогли.

Что делает Станиславский? Следуетсвоему методу. Он расставляет в беспорядке стулья - это будет лес гасит свет и просит актеров не разговаривать. "АВы обращается он к ученице добирайтесь до меня через лес - ясяду в противоположном углу зала". Актриса пошла, но медленно, на ощупь, как ходят в лесу. Вот здесь должен сидеть учитель. Его нет! Шарит в темноте руками Нет! Сбилась с направления? Вокруг темнота и молчание.

Актриса расплакалась. По-настоящему — как в жизни. Но эмоции помоглией найти "нерв" сцены - для этого Станиславский специально покинул свое место. 6.