Продюсерство в шоу-бизнесе

Продюсерство в шоу-бизнесе. Оформленный художественный рынок, по определению, не способен функцио-нировать без широкой сети альтернативных некоммерческих и коммерческих структур.

Цивилизованного отечественного художественного рынка пока нет. Вместе с тем, зарождающийся рынок, выдвигая свои требования к культурному процессу, вызывает к жизни новые структуры и новые виды художественной деятельности. Само слово «продюсер» уже ши-роко вошло в обиход, что, конечно, является отражением востребованности профессии. Однако его употребление как в спе-циальных кругах, так и в обыденном обиходе еще не установи-лось, ему приписывают слишком разные смыслы.

На рубеже XIX и XX веков впервые возникла и сразу же была удовлетворена потребность в новых формах соединения произведений искусства с их потребителями, в организации «рынка искусства». До начала эры «массовой культуры» все виды искусства либо имели традиционные, использовавшиеся столе-тиями институциональные формы (театр, цирк), либо, по всеоб-щему мнению, не нуждались в таковых как творчество ху-дожника, композитора или поэта.

С конца XIX века, с одной стороны, произведения искусства оказались тиражируемы, коли-чество произведений искусства всех видов резко увеличилось; с другой стороны, огромная масса произведений искусства стала выпускаться с расчетом на массовое потребление. Новыми явле-ниями в культурной жизни выступили система организации по-требления культуры и инициация спроса на произведения искусства. Между искусством и публикой потребовался посредник. Это и обусловило социальный заказ на появление продюсера как профессионала в данной сфере деятельности. Строго говоря, необходимость посредника выявилась как некое новое качество для художественной культуры в целом и для тех видов искусства, которые ранее не имели институцио-нальных форм. Для сценического искусства, всегда развивавше-гося в определенных организационных формах и нуждавшегося в привлечении аудитории в том или ином виде, такой посредник был всегда.

В России таким посредником был театральный ан-трепренер. Но к концу XIX века время стало выдвигать новые требования.

Параллельно с антрепренерством стало возникать продюсерство. Один из первых российских продюсеров - С.П.Дягилев. Он первым организовал специальные разовые публичные худо-жественные акции, получившие позднее название «проект». Продюсер производитель. Он производит разовый проект. Однажды возникшая идея проведения отдельного мероприятия продюсером всесторонне продумывается, взвешивается и реали-зуется. Продюсер планирует будущую акцию (в том числе - и PR), ищет сподвижни-ков по ее осуществлению, находит деньги, необходимые для во-площения замысла в жизнь, руководит всеми работами, преду-смотренными технологией, занимается рекламой и т.д. Поиск секрета зрительского успеха необходимая состав-ляющая продюсерской деятельности. Продюсерство объективно заинтересовано в появлении новых «звезд», раскрытии потенциала молодых, возникновении новых громких имен. Технология продюсерства неплохо показана в фильме «Ландыш Серебристый». Настоящий Продюсер с большой буквы рождает идею. И уже потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их работать на воплощение.

Конечно, при этом продюсер не может не быть менеджером. Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована, а это предполагает умение мыслить в категориях экономики.

При этом в продюсере изначально предполагается присутствие творческого начала. Иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла. Он должен обладать вкусом, разбираться в тонкостях творческого процесса и уметь подбирать людей.

Черномыс О. Человек-оркестр // Обучение в России, 2002, № 8. Примерами успешного продюсерства, «раскрутки» отечественных звезд шоу-бизнеса является деятельность Ю.Айзеншпица, Б.Алибасова, А.Шульгина. Александр Шульгин знает о шоу-бизнесе все или почти все. И не только как сочинить хит (коих он во множестве написал для своей супруги Валерии). Он еще и бизнесмен, досконально знающий экономику индустрии развлечений.

Хотя и утверждает, что у нас в стране есть шоу, но музыкального бизнеса почти нет. http://persona.rin. ru 4.