Моделирование одежды

Моделирование одежды. При массовом производстве швейные изделия изготовляют по определенным утвержденным образцам - моделям, которые разрабатываются в установленном порядке. Этот процесс называется моделированием и состоит из двух последовательных этапов -разработки проекта (эскиза) и выполнения проекта в материале (изготовление модели). Модель представляет собой художественный замысел художника-модельера, воплощенный в материале.

При разработке швейного изделия важное значение имеют его силуэт и форма, композиция, цветовое решение. При создании композиции художник-модельер учитывает назначение модели, пол и возраст потребителя, материал, характер производства, особенности изготовления, направление развития моды. Моду в одежде определяет силуэт (от фр. silhoutte -плоскостное изображение, очертание предмета). Силуэтом называют внешние очертания, т. е. контур, подобный тени изделия (рис. 1). Рис. 1. Виды силуэтов плечевых изделий: ь I, V - прямой; ь II, VI - полуоблегающий; ь III - плотно облегающий; ь IV - трапеция Силуэт характеризуется высотой и шириной плеч, степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, длиной и шириной изделия внизу.

По степени прилегания различают четыре основных силуэта: плотно облегающий фигуру в талии; сглаженный в талии с отвесными боковыми линиями; прямой -изделие одинаково по линии груди, талии и низу; трапециевидный - изделие расширяется книзу от плеча по линии груди, талии и низа. Каждый силуэт может иметь различные варианты (например, Нобразный вариант - узкий прямой с подчеркнутой поясом талией). Линия бедер может быть плавно очерченной или акцентированной (подчеркнутой). Длина и ширина изделий зависят от назначения одежды, пола и возраста ее потребителей.

Женская одежда делится по длине на три группы: «макси» - длинная юбка, доходящая до щиколоток; «миди» - юбка ниже колен, до середины икр; «мини» - выше колен, до середины бедер.

С изменением моды меняются длина и ширина изделий. Низ изделий также может быть оформлен по-разному: прямой, расширенный, «клеш», «колокол» и т. п. По форме различают изделия строгие и «фантази». Для строгих изделий характерны несложная конструкция, прямые сдержанные линии, втачной рукав, простой или отложной воротник, прилегающий силуэт, неслож ная отделка или отсутствие таковой.

Одежда формы «фантази» разнообразна. Ей свойственны подчеркнутая декоративность форм и деталей, сложные конструктивные линии, нарядные виды отделки (шитье, кружева, мех и др.). Силуэт и форма изделия являются основой модели и решаются покроем. Покрой одежды зависит от формы рукава, воротника, застежки, карманов. Каждый силуэт характеризуется многообразием фасонов. Фасоном изделия называют детальную разработку основной формы с помощью различного покроя, швов, складок и др. Конструктивное решение объемно-пространственной структуры формы называется покроем. Кроме объемно-пространственной структуры форма характеризуется композицией, т. е. таким построением и сочетанием элементов - объемов, линий, пропорций, цвета, фактур, орнамента, которые создают определенное зрительное впечатление.

Композиция должна производить впечатление единого целого. Линии создают общий и отдельные кон туры модели.

В одежде различают три вида линий - силуэтные, конструктивные и декоративные. Пропорции в одежде - это правильное сочетание размеров отдельных частей одежды между собой, а также изделия в целом. Материал как один из основных факторов воздействия занимает ведущее место в одежде. Его фактура, туше и окраска создают впечатление тепла или холода, монолитности, рыхлости, большого объема, массивности, стойкости, легкости и др. Цвет материала, его колорит (впечатление от сочетания цветов) являются самыми сильными вы разительными средствами одежды, формируют определенный эмоциональный настрой. Отделка всегда дополняет и украшает модель.

Для этой цели используют: ь машинную строчку, ь тесьму, ь ленту, ь вышивку, ь аппликации, ь кружева, ь фурнитуру, ь ткани, ь трикотаж, ь натуральную и искусственную кожу и т. п. Части и элементы формы могут быть согласованы в различном порядке. Согласование частей одежды в определенном порядке называется ритмом. Он вносит в одежду выраженные эмоциональные оттенки. После утверждения на художественно-техническом совете на каждую модель, рекомендуемую в производство, составляется техническое описание.

В нем производится зарисовка модели, характеристика ее внешнего вида (силуэт, покрой, форма, цвет верха, подкладка, фурнитура), приводятся перечень технических требований к модели, спецификация материалов, перечень деталей, сложность обработки, рекомендуемые размеры и роста, таблица измерений площади лекал материала верха в готовом виде и другие сведения о модели. Конструирование одежды - важный этап швейного производства.

Оно заключается в разработке по образцу модели технических чертежей для всех деталей изделия, а также в изготовлении и проверке лекал (выкроек), которые используют для раскроя материала на детали при массовом, серийном и индивидуальном производстве одежды. Конструкция одежды представляет собой соединение деталей и частей изделия в единое целое для создания объемной формы. От правильной разработки конструкции одежды в большой степени зависят удобство ее в носке, правильность посадки на фигуре, надежность в эксплуатации, сохранение формы, возможность ремонта и т. п. Конструирование одежды осуществляют расчетно-графическим и муляжным способами.

При расчетно-графическом способе строят чертежи от дельных деталей одежды. При этом используют данные о размерах фигуры человека. Построение чертежей производится на бумаге согласно меркам фигуры человека и рисунку модели с выполнением соответствующих расчетов и графических построений.

Конструкции любых моделей по единой методике строятся на основании расчетных формул, выведенных аналитически. При муляжном способе размеры и форму деталей определяют, прикладывая ткань к манекену и очерчивая их контуры на бумаге или ткани. По эскизу или зарисовке де талей размеры уточняют при раскрое, шитье и примерке образца на фигуре. Муляжный способ используют при конструировании изделий сложных фасонов, где встречается много деталей, вытачек, драпировок сложной формы.

По чертежам деталей изделия вырезают лекала-оригиналы (эталоны). На швейных фабриках их размножают и получают комплекты рабочих лекал всех размеров, ростов и полнот. В настоящее время на предприятиях легкой промышленности широко используются современные технологии (робототехника, лазерные технологии, ЭВМ и др.). 3.5 Группировка одежды по конструкции В зависимости от характера опорной поверхности на фигуре и степени покрытия тела человека одежда делится на пять групп: 1. плечевая одежда - опирается на плечевой пояс фигуры, покрывает туловище, руки и шею. Это пальто, полу пальто, куртки, пиджаки, жакеты, джемперы, свитеры, комбинезоны, платья, верхние сорочки, халаты и др.; 2. поясная одежда - опирается на тазобедренный пояс (нижнюю опорную поверхность тела), покрывает полностью или частично нижнюю часть туловища и ноги (брюки, шорты, юбка, рейтузы, плавки, панталоны, трусы); 3. головные уборы - швейные или трикотажные изделия, покрывающие голову (шапки-ушанки, кепи, фуражки, шляпы, береты, тюбетейки, пилотки, капоры и др.); 4. чулочно-носочные изделия - трикотажные изделия, надеваемые непосредственно на тело и покрывающие нижнюю часть туловища и ноги, включая ступни (чулки, получулки, носки, гетры, колготки и подследники); 5. перчаточные изделия - швейные или трикотажные изделия, надеваемые непосредственно на тело и покрывающие нижнюю часть руки (варежки, перчатки, рукавицы, рукавички). 3.6.Детали одежды Деталь изделия - цельная или составная часть швейного (трикотажного) изделия определенной формы, изготовленная из материала.

Узел изделия - сложное соединение деталей швейного (трикотажного) изделия.

Все детали одежды подразделяются на детали верха, отделки, подкладки и прокладки (рис.2). Различают основные и вспомогательные детали верха.

К основным деталям верха относятся следующие: для плечевых изделий - полочки (две), спинка, рукава, ворот ник; для платьев - лиф (перед и спинка), рукава, ворот ник; для поясных изделий - верхняя и нижняя половинки брюк; полотнища юбок, пояс; детали головных уборов - головка, донышко, стенка, околыш, бортик, поля (широкая деталь головного убора для оформления нижнего края головки), налобник, полуналобник.

Детали отделки - бейка, воланы, рюши, оборки, рулики, канты, вставки, аппликации. Детали подкладки аналогичны по названию деталям верха изделий, однако размеры их несколько больше. Детали прокладки применяют для придания устойчивости бортовым краям полочек и сохранения формы изделия.

К ним относятся волосяная и бортовая прокладки, задние и передние плечевые накладки, прокладка воротника, пояса, прокладка под петли, бортовая кромка, доле вики под карманы. В зависимости от модели основные детали имеют раз личную форму и размеры. Они могут состоять из одной или нескольких частей. Раскройный процесс. Цель раскройного процесса - изготовление комплекта деталей (кроя) для определенной модели одежды. Одним из основных требований, предъявляемых к раскройным операциям, является изготовление всех деталей в соответствии с формой и размерами рабочих лекал.

Пошивочный процесс. Основная задача пошивочного процесса - предварительная обработка выкроенных дета лей, сборка изделия из отдельных деталей, придание ему объемной формы и товарного вида. В пошивочном цехе в определенной последовательности происходит соединение выкроенных деталей одежды в соответствии с заданной моделью и конструкцией. Изде лию при этом придают необходимый товарный вид, объемную форму, соответствующую модели.

Форму изделию придают с помощью конструктивных линий, вытачек, сборок и влажно-тепловой обработки. Технологический процесс изготовления швейных изделий включает следующие операции: заготовку и обработку деталей и подготовку их к соединению (монтажу); соединение (монтаж) деталей изделия; влажно-тепловую обработку; заключительную отделку и маркировку. Рис.2Детали пиджака: 1 ~ полочки и спинка; 2 - рукав; 3 - воротник, подборт, клапан и обтачка бокового кармана, листочка; 4 - внутренние части детали: а - долевик под карманы; б- плечевая прокладка; в - плечевая накладка; г - сводка волоса (хлопчатобумажная ткань); д - бортовая парусина; е - волос; ж - прокладка под петли; з - бортовая кромка 4.