Эмблемы и символы для лицея

МОУ лицей № 14 Эмблемы и символы для лицея Работа выполнена ученицей 11 класса Насыровой Эльвирой Научный руководитель Волкова Лариса Витальевна Ижевск, 2003 г. Введение Как скучно искать кабинет по табличкам с однообразными буквами, сложенными в стройные слова. Намного интереснее увидеть яркую символичную картину и по ней определить, какой предмет изучают в данном кабинете.Кроме всего прочего подобные картины помогают расслабиться, снять напряжение, несут эстетическую функцию, развивают ассоциативное мышление и умственные способности в целом.

Итак, мы поставим перед собой непростую задачу: разработать эмблемы для школьных кабинетов, дабы ученик с легкостью мог определить, для каких именно целей предназначен тот или иной класс.Для достижения основной поставленной задачи нужно было: изучить историю эмблематики в целом, углубиться в толкование отдельных символов и эмблем, познакомиться с общими правилами изображения тех или иных вещей, предметов и явлений, а также провести опрос учащихся нашего лицея: с чем именно у них ассоциируется тот или иной изучаемый предмет.

Основная часть Человеческая психика такова, что многое происходящее в жизни видит сквозь призму мистики. Мы любим находить в простом, обыденном глубокий смысл. Некоторые вещи и события, с которыми мы соприкасаемся, приобретают для нас в дальнейшем символический характер. Символом может стать все, что угодно.Здесь нельзя не упомянуть о великой роли ассоциаций. Ассоциативность человеческого мышления помогает практиковать символы.

Идея всеобщей одухотворенности мира, способность видеть высшее начало в каждом окружающем предмете и явлении. Символ – это многозначное иносказание, как ни странно, он оказался прочно связан с религиозной тематикой, где объясняется как земной знак несказуемых земных истин. Разные люди в зависимости от склада ума, характера, духовного настроя могут увидеть в отдельных символах каждый свой смысл.Колорит символики одних может быть мрачен и трагичен, других – напротив, наполнен солнцем и оптимистичностью.

Но всех объединяет отношение к символу как к многосмысленному посланию, как к трудно передаваемой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи. Символ только тогда истинный, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном языке намека и внушения нечто неизлагаемое, неадекватное внешнему. Он многолик, многосмыслен и всегда интересен.Символистам свойственен глубокий историзм и широчайший энциклопедизм культурного арсенала.

Они неразрывно связаны со всеми сферами жизни. Символы, имеющие единую смысловую направленность, образуют эмблемы. История эмблематики уходит корнями в первобытные времена, но как направление – формируется в рыцарскую эпоху.Поначалу эмблемы и сопровождавшие их девизы на щитах заменяли рыцарям их имена. Так на турнир рыцарь являлся не под именем, а под знаком щита. Эмблема знаменовала не личность, но надличностное, высшее, что, впрочем, вполне естественно для религиозно одержимого средневековья паладина-аскета, «сгоревшего душою». Иная ситуация складывается два-три века спустя.

Эпоха Ренессанса, эпоха развития личности, нуждалась в словесно-изобразительной форме, компактно выражающей не надличностную идею, но сущность человека, его жизненный принцип, линию его поведения. Обычное имя не могло выдержать такой смысловой нагрузки, и тогда на помощь вновь пришла эмблема.Уже в XVI веке эмблемы распространились по всему пространству ренессансной жизни, их можно было увидеть везде: на одежде, мебели, предметах быта. Но рядом с этой центробежной тенденцией внезапно обнаружилась противоположная ей центростремительная: началось собирание эмблем в книги, замыкание их в узком книжном пространстве.

Эмблемы из книг имели не только эстетический, но и прагматически-жизненный аспект: они использовались в царских печатях, «костяных дел мастера» брали их за образцы своих декоративных изделий, из эмблем же заимствовались названия новых кораблей.

Из литературной предыстории эмблем следует отметить прежде всего «Иероглифику» Гораполлона – эллинистического автора (V в. н.э.), попытавшегося истолковать египетские иероглифы. Книга Гораполлона была найдена во втором десятилетии XV в издана в 1505 г. Гораполлон хотел открыть смысл иероглифов вообще, обойдясь без египетского языка: он рассматривал их как идеограммы, передающие не звуки, не буквы, не слова, но непосредственно, путем некой метафорической или метонимической связи понятия.

Вот одна из статей трактата Гораполлона: над иероглифическим изображением глаза – надпись, вопрошающая: «Как они (т.е. египтяне) обозначали Бога?» Ниже идет подпись, объясняющая связь глаза и Бога: «Для обозначения Бога они рисовали глаз, ибо, подобно тому, как глаз видит все, что перед ним находится, Бог видит и знает все, что только существует в мире». Некоторые «иероглифы» из книги Гораполлона – например, птица Феникс – прочно вошли в многочисленные книги эмблем; но и сам трактат исследователи часто рассматривают как едва ли не первую «бессознательную» книгу эмблем: ведь у Гораполлона, помимо вполне эмблематической идеографии (рисунок непосредственно означает идею, понятие, смысл), наличествует уже и протоструктура, напоминающая трехчастную форму эмблемы в ее единстве подписи, надписи и рисунка.

Нужно упомянуть еще один литературный памятник, позволяющий проследить, как археологическая и естествоиспытательская жажда Ренессанса, неутолимый интерес к курьезам древности и природы постепенно кристаллизовался в эмблематике, которая не только вела в тайны мировых смыслов, но и систематизировала (посредством КЭ) внезапно открывшийся человеку хаос из вещей, зверей, предметов, древних монет, развалин.

Это роман Фраческо Колонна «Гипнеротомахия Полифила» (опубликован в 1499г.), описывающий аллегорическое путешествие заглавного героя на некий остров Киферы к источнику Венеры.Полифилу попутно встречаются бесчисленные археологические достопримечательности – колоннады, храмы, жертвенники и прочий античный антураж, который вскоре, полвека спустя, полный глубокого значения, застынет на эмблемах.

Разумеется, герой занимается расшифровкой и толкованием символов и надписей; однако он не только трактует их, но и сам записывает свои речения при помощи только что «расшифрованных» знаков.Сочиняя и записывая собственные тексты посредством идеограмм, Колонна делает радикальный шаг к эмблематике и присущему ей способу обращения с символом: из него извлекается – неважно, насколько верно – породивший его алгоритм, который и используется в дальнейшем для сочинения новых и новых символов.

Некоторые из сочиненных Колонна «протоэмблем» (на античной основе, конечно же) стали знамениты.Субстратом ренессансных эмблем в значительной мере служила античная символика, но что-то новое гуманисты в символогию все же внесли, и именно здесь, у Колонна, мы можем проследить, как «обычный» античный знак превращался в эмблему. Одним издавна известным античным знаком был дельфин, обвившийся вокруг якоря – изображение, часто встречавшееся на монетах эпохи Флавиев.

Не менее известным был и речение Festina tarde (спеши медленно), любимое, если верить преданиям, императором Октавианом Августом. Колонна видя в дельфине воплощение быстроты, а в якоре – синоним медленности, соединил и то и другое, истолковав тем самым древний рисунок как остроумный оксюморон, как смелое сближение понятий: быстрота, обвившаяся вокруг медленности.Следующий шаг делает уже Адреа Альчиато (1492-1550), который вводит это сдвоенное изображение в структуру эмблемы, наделенной цельным смыслом, отличным от простого, пусть и остроумного сближения противоположных понятий: якорь – защищает моряков в бурю, дельфин – помогает закрепить его в морской глубине; все вместе – аллегория (вернее, эмблема) государя, который должен защищать своих подданных и помогать им. «Emblematum liber» Альчиато (1531г.) – первая книга эмблем.

Нельзя, конечно, отрицать связи книги Альчиато, как и других книг эмблем, с аллегорическими книгами средневековья, с различными бестиариями, гербариями, «физиологом», но нельзя отрицать и ее революционной новизны: это была первая книга, в которой эмблемы собраны или сочинены «просто так», ради себя самих, ради прелести самой эмблематической тайнописи.

В латинском посвящении Конраду Пойтингеру Альчиато совершенно сознательно ставит акцент не на выражаемости, а на процессе выражения, подчеркивая самоценность эмблематического языка как такового: «Мальчишки развлекаются орехами, юноши коротают время за игральными костями, мужи проводят досуг за картами.

Мы же в часы нашей праздности составляем эти эмблематические знаки, гравированные затем рукою мастера.Как можно пришить отделку к платью, прикрепить значок к шляпе, так каждый из нас может и писать немыми знаками». Конечно, Альчиато слегка лукавил, сопоставляя свое занятие с никчемными играми: многие эмблемы, как в его книге. так и в последующих книгах эмблем, имеют несомненный дидактический или даже политический смысл – позднее иезуиты в своих колледжах будут использовать эмблемы в образовательных целях.

Игровой и досужей представлялась, видимо, лишь идея выражения неких истин на особом иерархическом языке эмблем истин, которые вообще-то можно было бы выразить и словами.В оправдание этой затеи Альчиато, ничего еще не знавший об «искусстве для искусства», и ссылается несколько виновато на излишек досуга… Такой же извинительный смысл имеет и приплетенная сюда идея украшения: дозволено же украшать бесполезными кружевами платье и шляпы, почему же нельзя украсить истину иероглифической отделкой эмблемы? С идеей украшения связано и само слово «эмблема», введенное в широкий оборот именно Альчиато.

Он заимствовал это слово из книги Гийома Буде («Adnotatones in Pandectarum libros»), по-гречески же «эмблема» означает «выпуклое украшение, инкрустация». Альчиато, впрочем, прекрасно понимал, что берет греческое слово в переносном смысле, что обозначает этим словом нечто иное, новое.

Каждая эмблема, несмотря на то, какие предметы, вещи, явления, на ней изображены, обозначает что-то совершенно непохожее на уже существующее. Так и наши эмблемы несут – каждая – свой особый смысл.Содержание эмблем Альчиато, конечно, осознавал, что «немые знаки» существовали и до его книги: новизна скорее была методологической, ибо речь шла не об открытии каких-то особых знаков, но о методе, позволяющем сочинять их в сколь угодно большом количестве, и о самоценности такого занятия.

В своем трактате «О значении слов» (1530) Альчиато обронил фразу, которая теперь цитируется всеми, кто занимается историей эмблематики: «Слова означают, вещи означаются.Однако и вещи иногда означают». Дело, таким образом, не в существовании некоторого количества особенных знаков, но в принципиальной способности вещей означать так же, как означают слова, и в возможности использовать эту способность систематически, как матрицу для порождения новых и новых эмблем.

Осторожная же оговорка Альчиато – «иногда означают» – весьма скоро была отброшена, так что теоретик конца XVIIв Б. Больбинус, заявляет совершенно уверенно: «Нет такой вещи под солнцем, которая не могла бы дать материал для эмблемы». Но верно и обратное: материал для эмблемы дают только «вещи, существующие под солнцем», только действительность.Теоретики уверенно выводят за пределы эмблематики весь мир вымысла (мифология при этом рассматривалась как нечто археологическое и филологически реальное). Мир, рисуемый эмблематикой, разумен и целесообразен до полной фантастичности.

Особенно ярко это ощущается в эмблематической анималистике: мудрый попугай, строящий свое гнездо так, что его не может достать змея; журавль, перед полетом загадочно набирающий в клюв камней – то ли чтобы не выдать себя случайным криком, то ли для балласта, то ли чтобы по звуку падения определять, над сушей он пролетает или над морем в ряду этих «фактов», отчасти заимствованных из Оппиана, Плиния, Аристотеля, отчасти взятых из народных поверий, знаменитые «зубастые голуби» графа Хвостова, находчиво разгрызающие силки, их пленившие, не только не меркнут, но и кажутся – по крайней мере, в эмблематическом, явно не худшем из миров, мире – вполне естественными. Растения не отстают от животных в разумности: например, «царский корень»устроил свои цветы так, чтобы семена не падали в почву слишком рано. Мифология и античность, служившие материалом для эмблем, были сильно переосмыслены прежде всего в угоду галантной направленности, которую эмблематика приобрела в XVII столетии.

Эмблема нужна человеку Нового времени, она возникла в ответ на его потребности.

Мир явлений в эмблематике, будь то мир животных, растений, мифологических героев, показывал, что нужно стойко переносить трудности, не падать духом, с умом использовать своих врагов, которые могут быть полезны, верить в Бога и добродетель, ни в коей мере не пренебрегая собственными интересами… Отдавая дань куртуазности, эмблема очень резонно напоминала и о проклятии, наложенном Богом на человека.

Правы А. Шене и А. Хенкель, когда пишут, что столь разумный, переплетенный мириадами смысловых связей мир эмблем уже не является свидетельством безусловной веры в мировой порядок: он скорее выражает попытку человека, стоящего на пороге Нового времени, утвердить себя в мире, теряющем прозрачность и становящемся все более хаотическим. Структура эмблемы.Эмблема передает средствами чувственности некую умозрительную истину. «Эмблема же сводит интеллигибельное к чувственному, а чувственно воспринимаемое всегда производит более сильное воздействие на память и легче запечатлевается в ней, чем интеллигибельное» (Френсис Бэкон, «О достоинстве и приумножении наук»). Структура эмблемы, по согласию большинства, должна быть трехчастной.

Открывает эмблему inscriptio (titulus, motto, lemma) – короткая фраза, обычно латинская, которую называют «надписью». Под ней следует рисунок – pictura.

Еще ниже – subscriptio (declaratio, epigramma), развернутый текст, поясняющий рисунок и его связь с надписью, очень часто в стихах. Subscriptio – это подпись. Вся структура держалась на равновесии трех элементов, нарушение равновесия приводило к распаду эмблемы, переходу ее в другой жанр, причем нарушение происходило обычно одним путем: стоило подписи разрастись, как надпись воспринималась уже как заглавие, а рисунок – как обычная книжная иллюстрация.Наши эмблемы не содержат ни надписей, ни подписей: мы верим в силу человеческого воображения, мы даем свободу для полета человеческой мысли, а потому не намерены навязывать конкретизированное понимание изображенного.

Впрочем, и раньше находились теоретики, Которые считали, что эмблема вообще может не сопровождаться текстом (Ришле, Бугур, Бодуан). Наши эмблемы означают некое общее понятие, идею, концепцию; они ориентированы на «вечные ценности» (не стоит только забывать, что каждое новое поколение понимает «вечные ценности» по-своему). Мы считаем, что изображение «останавливает» в эмблеме текст, заколдовывает его своей неподвижностью (так к чему нагружать рисунок дополнительным, поясняющим текстом); текст эмблемы – оцепеневший, застывший, вернее, мирно покоящийся, как сама сопутствующая ему картина.

Из него нет выхода, с ним бессмысленно спорить, ему невозможно возражать, как невозможно возражать и спорить с картиной или статуей.Возможен, конечно, какой-то «отклик» на картину и «диалог» с ней в неком большом времени, но о «диалоге» здесь можно говорить лишь в метафорическом смысле, поскольку нет разговора там, где нет движения.

Точно так же немыслим разговор с эмблемой. Она покоится, ее можно лишь в буквальном, торжественном смысле - «принять во внимание» и понимать.Лучше всего сущность эмблемы передана в одной старинной эмблеме: «Мысль пребывает неподвижною». Эта неподвижность мысли – быть может, наиболее чуждое, наиболее пугающее в эмблеме для современного человека; возможно, именно здесь проходит граница между менталитетом XVI-XVIII веков, умевшего «разговаривать» с этой неподвижностью мыслей, и менталитетом новейшего времени.

Мир эмблематики отражает причудливые параболы, что изобрел для нас Бог, этот величайший из сочинителей эмблем.Ведь если эмблема – не что иное, как притча (немая), то Бог – остроумный изобретатель притч, выставляющий в шутливом виде перед людьми и ангелами свои высокие идеи посредством различных героических поступков людей и иносказательных символов. Однако эмблема – дело не только божественное, но и человеческое, и наши эмблемы, вместе с прочими изображениями человека, интересны даже Богу: как говорит Джон Донн в одной из своих проповедей, «Бог читает не только свои собственные творения, он наслаждается не только тем, что написал он сам, – своими вечными небесными законами; он любит читать и наши книги, те истории, что мы пишем своими судьбами и действиями, и поскольку его радость быть с сынами человеческими, то он занимается в этой библиотеке, чтобы знать, что мы делаем». Эмблема способна сочетать практичность со всеохватностью; она, как сокращенное издание - выражаясь современно, «дай-джест» – культуры.

Именно так характеризует эмблематику Бугур: «В ее распоряжении – предметы всех наук и всех искусств, произведения всех хороших авторов.

При этом она кратка, ибо берет лишь результаты: она собирает в природе все самое редкое, в искусствах – самое любопытное, в истории – самое примечательное, в авторах – самое изысканное. Но эмблема – не просто аббревиатура знания, но аббревиатура загадочная, иероглифичная, побуждающая разум искать в ней некую загадку и вместе с тем – ответ на нее. Эмблема выполняет роль «умственного стимула». Эмблематика тесно связана со всеми сферами искусства: литературой, живописью, иконографией, кроме того, несомненна связь с историей, политологией и многими другими науками.

Эмблема – это непосредственное присутствие в культуре «Общего места» в его почти полной наготе.

Эмблема присутствует в облике города , усадьбы, на гербах и флагах. А теперь появятся и эмблемы кабинетов. Итак, созданные нами эмблемы просты, но заключают в себе смысл, который поможет понять, кабинет какого из изучаемых в школе предметов зашифрован за изображенными символами.Наши рисунки несут не только практический, но и эстетический характер, а потому цвета в них яркие, насыщенные, радующие глаз. Вещи, предметы, образы в картинах легко читаются, и по этой причине домыслить, что к чему изображено предельно просто.

В картинках нет смешанных цветов, все – натуральные, природные. Психологами было доказано, что подобные цвета положительно влияют на человеческую психику, способствуют расслаблению. Это немаловажная деталь, поскольку рисунки предназначены для школы. Внимательный зритель заметит, что доминирующим цветом является желтый.Это связано, с одной стороны, с моей собственной жизнью, которая сейчас наполнена светом и счастьем; с другой – желтый цвет дает положительный настрой, придает силы и усиливает веру в лучшее.

Кроме всего прочего, желтый цвет – символ солнца, хорошей жизни, добра и тепла. Первая эмблема относится к кабинету иностранных языков. В наше время знание языков стало неотъемлемой чертой каждого интеллигентного человека, каждого, кто желает по-настоящему чего-то добиться в жизни. Основные иностранные языки, изучаемые в нашей школе – английский и немецкий. Два безликих человечка – обобщенные образы людей.То, что они оба зеленые, указует, что все люди равны.

Кроме того, зеленый – цвет покоя, мира, гармонии. Оба человечка находятся в ромбе – дружеские отношения, сотрудничество. Эмблема для кабинета математики. Данный предмет очень развивает умственные способности, это мощный энергетический заряд, приводящий в движение все окружающее.Человек с математическим складом ума никогда не стоит на месте: его мозг находится в вечной тренировке и вечном развитии, а главное – знание математики помогает понять, что все в нашей жизни взаимосвязано, гармонично соотнесено между собой.

Так существует конкретная, выведенная когда-то формула, но в этой же жизни происходят необъяснимые явления. Подобно тому, как прыгает от клеточки в клеточку ручка в тетрадке по математике, также прыгает в жизни и человек: из одной клеточки в другую. А ведь на пути кого и чего только не встретишь, не увидишь. В центре – пирамида – человек (они во многом похожи). Светлый оранжевый цвет говорит о незатемненном разуме.Линии сверху указывают на движение мысли.

Математика – одна из интереснейших наук, в ней каждый найдет много нового, многое для себя откроет. Эмблема для кабинета физ. воспитания. Проста, но многозначна. Довольное солнце, как символ здоровой, полноценной жизни; той жизни, которой можно наслаждаться, которая приносит массу радости и удовольствия.Дорога, пронизывающая солнце – человеческий путь. Это путь человека, который любит жизнь и хотел бы наслаждаться каждым ее мгновением. Физкультура – это и есть жизнь, это источник силы и энергии (подобно солнцу), она освещает наш путь, помогает приспособиться к сложным ситуациям, вернее находить из них выход.

Полноценная жизнь разума невозможна без тренировки тела, выносливости, воли, ведь в человеке все взаимосвязано. Эмблема кабинета биологии.На мой взгляд, наука биология – есть та же философия, постигнув которую человек сможет разобраться во многих мучающих его вопросах. Ракушка – символ глубины нашей жизни, бабочки – ее красота и движение, подсолнух – яркость, свет, тепло, энергия.

Заключение Данная работа предназначена для оформления школьных интерьеров, она может действительно украсить однообразную обстановку, придать отличное настроение, «внести солнце» и жизнерадостность. Оглавление 1. Введение. 2. Основная часть. 3. Разбор эмблем. Список литературы 1. Эмблемы и символы М ИНТРАДА, 2000 2. Хрестоматия по философии: учебное пособие. – М «Проспект», 1998.