В разных экономических школах капитал трактуется по-разному. Но главными являются три направления:
• вещественная, или натуралистическая, концепция;
• денежная, или монетаристская, концепция;
• теория «человеческого капитала».
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ концепции капитал — это либо средства производства, либо готовые тонарм, предназначенные для продажи.
Так, А. Смит трактует капитал как накопленныйзапас вещей.
Д. Рикардо — как средства производства.
Втеории А. Маршалла капитал — это вещи, образующие предпосылки производства.Дж.Б. Кларк, современник А. Маршалла, полагает, что капитал — это запас производительных благ,который наряду с трудом представляет собой извечное начало производства.
П. Самуэльсон определяет капитал как производственное оборудование крупных фабрик, складов готовой продукции и полуфабрикатов.
Аналогичный подход и у других современных западных экономистов. Так, профессор Колумбийского университета (США) Дьюи к капиталу относит «все, что играет полезную роль в производстве»:средства производства, полезные ископаемые, предметы потребления, рабочую силу и т. д.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОНЕТАРИСТСКОЙ ТЕОРИИ капитал — это деньги, приносящие процент.
Абсолютизация денежной формы капитала ведет начало от меркантилизма. Но в XVIII-XIX вв. денежная концепция была оттеснена на второй план интерпретациями капитала классической школой (натуралистическим направлением).
Большое значение в возрождении интереса к кредиту и деньгам в роли капитала имела теория Д.М. Кейнса. В дальнейшем произошла дифференциация среди приверженцев Кейнса. Большинство сторонников монетаризма в настоящее время исходит из того, что капитал — это деньги или их заменители — кредитные деньги. Однако другие связывают капитал с получением дохода.
ТЕОРИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА» появилась в 1960-е гг. в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях НТР.
Ее разработали представители неоклассического направления Г. Беккер, Дж. Минцер, Т. Шульц и др. По их мнению, в производстве взаимодействуют два фактора: «физический капитал», в который включаются средства производства, и «человеческий капитал», к которому относятся приобретенные знания, навыки, энергия.Величина «человеческого капитала» оценивается потенциальным доходом, который он способен приносить.
Наиболее емкое понимание капитала содержится в КОНЦЕПЦИИ К. МАРКСА. Он исследует, с одной стороны, сущность капитала, с другой — конкретные формыего проявления, так:
• средства производства выступают как постоянный капитал:
• рабочая сила — как переменный;
• деньги — как денежный капитал;
• товары — как товарный капитал. Однако ни деньги, ни средства производства, по его мнению, сами по себе капиталом не являются. Они превращаются в капитал тогда, когда используются для присвоения чужого неоплаченного труда. Маркс писал: «Хлопкопрядильная машина есть машина для прядения хлопка. Только при определенных отношенияхона становится капиталом. Выхваченная из этих отношений она так же не является капиталом, как золото само по себе не является деньгами». Поэтому, во-первых, «капитал — это не вещь, а определенное общественное отношение,которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер».
Во-вторых, капитал можно понять лишь как постоянное движениевсех его элементов. Только находясь в движении, деньги превращаются в капитал.
В-третьих, капитал — это самовозрастающая стоимость,создаваемая наемным рабочим.
Эти три момента характеризуют, по мнению марксистов, сущностное содержание капитала.
Для начала деятельности фирма должна иметь стартовый капитал.