Гостеприимство в древней Греции

Гостеприимство в древней Греции. Проксены Передвижение на повозках по трудным дорогам, поездки верхом, а тем более пешие походы занимали подчас немало времени.

И во время этих поездок люди чаще всего останавливались у знакомых, а в тех местностях, которые были связаны с родным городом путешественника договором овзаимном гостеприимстве, проксении, вновь прибывших опекало особое должностное лицо проксен. Договор о проксении обязывал предоставлять гражданам обоих городов приют и покровительство. Большое значение греки придавали проксении и соблюдению связанных с ней взаимных обязательств, даже божественным покровителем гостеприимства считался верховный бог Зевс, который среди многих других своих прозвищ имел также прозвище Зевс Гостеприимный.

Функции просена соответствовали до некоторой степени обязанностям нынешнего консула, однако в отличие от консула проксеном мог быть только местный житель, а отнюдь не представитель государства, с которым поддерживались отношения проксении. Должность была либо наследственной, либо доставалась тому, кого семейные или дружеские узы связывали с кем-либо из горжан государства.

Если в город приезжал по служебным делам представитель государственной власти, к его прибытию надлежащим образом готовились. Так, в Египте на одном из папирусов был составлен документ, относящийся к 244 г. н. э. Это отчёт некоего управляющего округом наместнику в Файюме (Нижний Египет) о подготовке к приезду туда самого наместника. В документе, в частности, говорится: «Мы одолжили одновременно пять ослов для поездки верхом… кроме того, снарядили сорок слов для перевозки поклажи и занимаемся тем, что необходимоподготовить в дорогу…» Постоялые дворы и трактиры Когда человек отправлялся в город, где небыло проксена для прибывших из его родного края, или когда в путешествие собирался бедняк, не имевший каких-либо знакомств или связей, он брал с собой запасы продовольствия и одежды.

Постоялые дворы, трактиры, где можно было бы остановиться, переночевать, далеко не отличались удобствами. Кормили на постоялых дворах плохо. Если то, что мог предложить хозяин пандокевтр не устраивало гостя и он хотел большего, он должен был сам закупать провизию на рынке и приносить её трактирщику, чтобы ему приготовили те или иные блюда.

В подобных условиях путешественнику необходим был помощник-раб, а когда благосостояние греков и их потребность в комфорте возросли, свободные граждане путешествовали уже с многочисленной свитой. Обустройство портов и строительство гостиниц По мере того как развивалась торговля и строились новые порты, древние всё больше заботились о создании удобных помещений для иноземных гостей купцов, паломников и просто любознательных путешественников-туристов.

Хорошо сознавая какое значение имело соответствующее благоустройство портов не только для удобства приезжих, но и для роста государственных доходов, Ксенофонт пишет: « Когда составится капитал, то хорошо и полезно построить для судохозяев около пристаней городские гостиницы… а для купцов соответствующие места для купли и продажи, для отправляющихся же в город такие же гостиницы в городе.

А если бы устроить помещения и лавки и для мелких торговцев в Пирее и в самом городе, то это доставило бы городу и украшение, и большие доходы…» (Ксенофонт. О доходах, III, 12 14).