Памятники культовой архитектуры

Памятники культовой архитектуры. На учете Департамента по охране и использованию памятников истории и культуры Ленинградской области находятся 4700 объектов культурного наследия (т.е. памятников истории, архитектуры, культуры, археологии). Из них: • 179 — объекты культурного наследия федерального значения; • 1300 — объекты культурного наследия регионального значения; • 3225 — т.н. выявленные объекты культурного наследия.

По данным Департамента по охране и использованию памятников истории и культуры комитета по культуре Ленинградской области всего на территории Ленинградской области находится 389 культовых объектов, из которых значительная часть (63%) не используется по назначению.

Подавляющее большинство действующих культовых объектов (87,5%) относятся к Русской Православной Церкви (РПЦ) Московского Патриархата. На территории области 9 монастырей — из них 3 женских (Введено-Оятский, Покрово-Тервенический и Свято-Успенский). Также, действуют культовые объекты следующих конфессий: протестантская — 14, римско-католическая — 2, старообрядцы — 1, чуриковцы. — 1 Крупнейшие церкви Санкт-Петербурга, популярные среди туристов со всего мира - Казанский собор на Казанской площади, Исаакиевский собор на Исаакиевской площади и Петропавловский собор в Петропавловской крепости.

Также немаловажное значение имеют культовые камни.

Археологически – культовые камни бывают привязаны к древним волокам, располагались вблизи средневековых городищ и селищ, также соседствуют с могильниками – курганами, жальниками, сопками. Хотя археологические раскопки в большинстве случаев не выявили богатого находками культурного слоя возле культовых камней, тем не менее, культовые камни являются важными археологическими памятниками подлежащими сохранению, так как являются неотъемлемой частью исторического наследия региона.

Этнографический интерес к камням обусловлен тем, что многие из них связаны с древними преданиями, в первую очередь это упоминания о связанные с христианством, так например в ленинградской области известны камни следовики с следом Богородицы, святой Параскевы Пятницы (деревня Ильеши) и даже со следом осла Иисуса Христа (деревня Осьмино, Лужского района) известны камни с следами Георгия Победоносца и его коня – вероятней всего этот пласт верований представляет собой христианскую преемственность языческих культов.

При некоторых культовых камнях были возведены церкви и часовни, и таким образом была продолжена преемственность почитания мест расположения культовых камней. 1.2