Камни жизни

Камни жизни. Хотелось бы в предисловии рассказать вам о тех самых петроглифах.

Существует легенда о том, что когда Бог сотворил землю, он стал летать над ней, разбрасывая из большого мешка разнообразные дары. Когда Господь облетел все края, он обнаружил, что в мешке осталось еще очень много богатств. И тогда Бог вытряхнул эти многочисленные драгоценные остатки над Дальним Востоком. Несколько веков назад этот удивительную землю открыл для России Ерофей Хабаров. И вы тоже можете открыть его для себя уже сейчас. (8) Старинная нанайская легенда рассказывает: "Это было давным-давно.

В начале Света жили три человека. И было три лебедя-ныряльщика. Однажды послали люди трех лебедей-ныряльщиков на дно реки достать для Земли камней и песка. Птицы нырнули. Семь дней были под водой. Вышли, смотрят: Земля ковром цветет, в реке Амур рыба плывет, тогда три человека сделали человека по имени Кадо и женщину Джулчу. Потом деву по имени Мамилджи. Народ размножался и населял всю землю по Амуру. Однажды Кадо сказал: "Есть три солнца на небе. Жить слишком горячо.

Я хочу застрелить два солнца!" И он пошел к восходу. Вырыл яму, спрятался в ней. Увидел, как взошло первое солнце, и застрелил его. Выстрелил во второе солнце, но мимо, третье - убил. Одно среднее осталось. Вода кипела - горой стала. Гора кипела - речкой стала. А пока камни не остыли, Мамилджи нарисовала на них птиц и зверей. Потом камни стали твердыми …." И рисунки на них остались. И вот, наконец, мы подъезжаем к тем самым мифическим местам, которые так знамениты в Хабаровском крае. Скажу, что Наскальные изображения (петроглифы) – это образцы древнего искусства, ставшие ценнейшим источником, позволяющим представить пути эволюции первобытного творчества.

Чем жили наши предки, каков их духовный мир Ритуалы, обряды и связанные с ними мифы - все это можно прочесть на камнях. Традиционно появление рисунков на камнях связывалось с духовными основоположниками родов, шаманами. У некоторых народов отдельные элементы наскального творчества сохраняются довольно долго, и этнографам удается иногда фиксировать появление новых рисунков.

В одних случаях изображения отражали верования или хозяйственные нужды, в других - были обусловлены подражательными действиями, т. е. люди, имея перед собой образцы наскальных изображений, выбивали новые фигуры, либо оставляли свои "автографы", что приводило к порче или утрате древних памятников. Посмотрите направо. Так вечным памятником о великих делах первого охотника и женщины Мамилджи остались древние рисунки, застывшие на гранитных валунах и скалах.

Вот вы видите глыбы черного базальта, и считалось, что много миллионов лет назад они были извергнуты из-под земли. Века сгладили острые грани этих базальтовых глыб, отшлифовали их поверхность, но не смогли стереть глубокие полосы, выбитые рукой неведомого художника. Вы наверное уже заметили, как с одного из базальтовых валунов на нас глядит лицо чудовища. С илистого дна реки, из мутной воды как будто всплывало само подводное страшилище, властитель Амура "Черный Дракон". Его узкие по-монгольски раскосые глаза смотрят на пришельцев с немой угрозой.

Из истории можно рассказать, первые сведения о сикачи-алянских наскальных рисунках появились в 70-х годах XIX века. Они были исследованы Б.Лауфером, научные описания и исследования петроглифов Нижнего Амура принадлежат Р. К. Мааку, обследовавшему долину р. Уссури в 1859 г. и Н. Альфтану (1894 г.). В 1919 году во время своего путешествия по Сибири наскальные рисунки осмотрел известный японский историк, этнограф и археолог Тории Рюдзо. Изучали петроглифы и известные исследователи Л.Я.Штернберг, В.К.Арсеньев.

Но мировую известность они приобрели в 1935 году после исследований А.П. Окладникова. Давайте выйдем из автобуса и увидим все своими глазами. Сейчас мы находимся на больших базальтовых валунах вдоль правого берега р. Амур, у сел Сикачи-Алян и Малышево (Хабаровский район) в 70 км от г. Хабаровска. Это петроглифы, которые представляют собой изображения личин (масок), зверей, птиц, змей, лодок, лунок (ямок и концентрических кругов); антропоморфные изображения. Всего найдено около 300 рисунков.

У с. Калиновки есть камень расположенный на правом берегу Амура на низком песчаном пляже, у нижней окраины. Это изображения личин (масок) и стилизованный рисунок с лодками и сидящими в них людьми. Всего их около пятнадцати. Петроглифы выполнены в технике низкого рельефа. Посмотрите на эти фотографии - эти изображения относятся к эпохе раннего железного века и датируются концом I тыс. до н.э началом I тыс. н.э.(рис 1) Кроме того есть еще наскальные рисунки у стойбища Май, которые расположены на отвесных скалах правого берега р. Амур, в 10 км от с. Булава, у бывшего стойбища Май (ныне урочище Май, Ульчский район). Они включают изображения коней, всадников, птиц, животных, лодок, различные антропоморфные изображения.

Всего найдено 44 рисунка, выполненных в стиле техники резьбы. Изображения относятся к эпохе раннего средневековья и датируются первой половиной I тыс. н.э. Петроглифы у с. Шереметьево расположены на отвесных скалах на правом берегу р. Уссури, в 1,5 - 4 км ниже по течению от с. Шереметьево (Вяземский район). Это изображения личин (масок), зверей, птиц, лодок, антропоморфные изображения.(рис. 1) Всего обнаружено 33 рисунка в 3-х пунктах.

Рисунки выполнены методом глубокой желобчатой выбивки. Изображения относятся к эпохам неолита и раннего железного века и датируются III тыс. до н.э I тыс. до н.э. Петроглифы на р. Кия (Чертово плесо) расположены на отвесных скалах на правом берегу р. Кия (приток р. Уссури), в 8 км от п. Переяславка (район им. Лазо). Представляют собой изображения личин (масок), зверей, змей, птиц, лодок, антропоморфные изображения.

Всего найдено13 рисунков, выполненных методом глубокой желобчатой выбивки. Изображения относятся к эпохам неолита и раннего железного века и датируются III тыс. до н. э I тыс. до н.э. Мы, разглядывающие наскальные рисунки с благоговением или с праздным любопытством, думаем о тех, кто писал эти знаки времени.

Они немногим отличались от нас, так же любили и враждовали, трудились, боролись за жизнь, творили, делали открытия и, видимо, хотели нам что-то сказать…(10) К сожалению, природа обходится с неолитическими шедеврами еще более сурово: резкие перепады температур, затопления в период большой воды в реках, мох и водоросли в трещинах скал. Исследователи подсчитали, что за последние 30 - 40 лет утрачены не только отдельные петроглифы, но и целые группы наскальных рисунков.

К примеру, здесь практически исчезла третья группа петроглифов у села Шереметьево на реке Уссури, где рисунки высечены на отвесных скалах, полностью утрачена первая группа петроглифов. Исследователи рассказывали, как однажды на их глазах обвалился целый пласт скалы с каменной живописью.( Рис 2) 2.2 Социально-культурный центр Сейчас мы поедем на вторую часть нашей экскурсии в Социально-культурный центр села Сикача-Алянь. Попрошу пройти в автобус! Социально-культурный центр (рис 3) включает в себя новую школу, детский сад, музей, библиотеку, клуб, спортивный зал и школьные мастерские.

Наверняка вам, так же как и мне покажется, что этот центр является уникальным и пока единственным в крае. (3) Сейчас мы выйдим из автобуса и попрошу не разбегаться по центру! Вот вы видите школу центра. Эта школа уникальна, она служит своеобразным культурным центром. Дети тут не только учатся, но и занимаются в просторных мастерских, смотрят кино и т. д. И не смотря на то что народ живущий здесь проктически исчез, в школе изучаются нанайский, ульчский, эвенкийский, негидальский, нивхский и удэгейский языки.

Петроглифы на базальтовых валунах у села Сикачи-Алян намечено перенести на специальную площадку социально-культурного комплекса, где их не затопят воды Амура даже в период наводнений. Здесь же вы видите площадоки для стоянки автомобилей, летнее кафе для туристов с элементами национальной нанайской культуры. Сикачи-Алян - национальная Нанайская деревня.(рис 4) Культура и язык нанайцев очень похож на Маньчжурские аналоги, а познакомиться с этим поближе вы сможете посетив небольшой музей.

Поспешим в него! 2.3 Школьный музей Школьный музей является частью недавно открывшегося социально-культурного центра, эта школа не простая, а национальная, нанайская. Изучают и язык, и обычаи. Даже соревнования проводят по национальным видам спорта. Было время, когда и русские ребята из соседнего села Малышево приходили учиться. Язык знали лучше коренных нанайцев. (4) Сейчас мы находимся в музее, где собраны редкие экспонаты, которым может позавидовать даже крупный музей.

Кроме того, в школе работают историки и этнографы, носители нанайского языка. Как вы наверно успели заметить, в большей степени, здесь, представлены обрядовые и культовые экспонаты, повседневная одежда и утварь со времен неолита до наших дней. (рис 5) Большинство предметов принесли в музей местные жители из своих запасов. Посмотрите на этот экспонат - это гордость музейной коллекции – пояс шамана.

Считалось, что он помогает его обладателю тесно связываться с духами и проводить целительные обряды. Музейные работники сохраняют для потомков знаменитые камни с петроглифами, эти небольшая часть, которая была даставленна в музей с берегов реки. Пройдемте дальше. Здесь вы можете видеть Деревянные идолы, которые застыли в дубовой роще, где шаманы совершали ритуальные танцы, прося у духов благополучия.(рис.6) Рядом нанайская усадьба, состоящая из фанзы китайского образца и амбара для хранения сушеной рыбы. А для прогулок по Амуру, местные мастера изготовили лодку, с носовым украшением в виде птицы, выполненная в древних традициях. (11) Местные жители верят, что по преданию, жил в Сикачи-Аляне могущественный шаман.

И были у него огромные железные рога для камлания - совершения обрядов, как вы видите, они похожи на своеобразную металлическую корону. А еще - таинственная птица Кори, небольшая, сантиметров тридцать, поделка из дерева, с обтянутым старым шелком брюшком, на которой шаман переправлял души покойных в царство мертвых - буни. Теперь эти самые “волшебные вещи” стали достоянием этого музея.

Многие говорят, что по ночам со стороны школьного музея все время что-то ухает, вздыхает, вскрикивает. 3.4