Выводы и рекомендации

Выводы и рекомендации. В процессе решения поставленных задач можно сделать следующие выводы: 1.Россия обладает огромным культурным и природным наследием, задействованным, в том числе и в религиозном туризме.

До революции 1917 года посещение святых мест было обязательным обрядом для православного христианина, на совершение которого он должен был получить благословение священнослужителя. В советские времена число паломников резко сократилось, как впрочем, и количество святых мест. Перепрофилирование множества хромов, церквей, монастырей под различные нужды сделало их недоступными для отправления религиозного культа и поклонения паломников. Немалую долю религиозных сооружений удалось сохранить в достойном виде благодаря тому, что они стали музеями и в итоге оказались вовлечены в процесс туристического освоения.

Таким образом, в массовом сознании укоренилось представление о религиозных сооружениях и святынях как о музейном объекте. Лишь не так давно церкви начали возвращать ее храмы и святыни и естественно, что она стала возвращать им не только внешний облик, но и духовное содержание. 2.Множество памятников русской православной культуры, например, Троице-Сергиева Лавра, Иосифо-Волоколамский монастырь и многие другие активно использовались в туризме на протяжении многих лет и представляли собой весьма популярные маршруты как внутреннего туризма, так и международного.

Поэтому и сегодня немало турфирм которые развивают туристскую детальность на религиозных объектах. В последнее время у туристов наблюдается устойчивый рост интереса к посещению монастырей. Паломники едут из всех регионов России и из-за рубежа. Целевая направленность этого интереса – не познавательный, видовой, открыточный туризм, а глубокое ознакомление с жизнью обители. 4. Как мы выяснили, у религиозного туризма существуют разновидности, которые имеют принципиальные отличия.

В религиозном туризме, экскурсионной направленности туристов интересуют главным образом экскурсии с посеще¬нием монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти тури¬сты могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными.

Паломников же интересует непосредственное участие в религиоз¬ных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном испове¬дуют ту религию, святым местам которой они приехали покло¬ниться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вто¬ричная, сопутствующая задача или вообще мало интересны. Таким образом, различие данных видов деятельности налицо, и возможно правильным было бы отдать паломничество в компетенцию русской православной церкви.

В то же время, встает вопрос насколько сегодня русская православная церковь обладает возможностями организации путешествий паломников, то есть обеспечения их транспортом, местом проживания, питанием и вообще насколько готовы русских храмы и монастыри к приему паломников. В данном случае, выход мог бы быть найден в организации сотрудничества русской православной церкви и туристской индустрии, де процесс организации подобных путешествий уже наработан. 5. Процесс организации религиозного туризма практически ничем не отличается от организации других видов, в него входит собственно формирование самого турпродукта и здесь проявляется специфика, заключенная в данном виде туризма, определение его стоимости, а затем комплекс мероприятий по его продвижению от производителя к потребителю.

На наш взгляд развитие религиозного туризма в России, а если говорить по православному - паломнических поездок, позволит решить целый ряд задач, в числе которых: реализация духовно-культурного потенциала страны, повышение ее международного культурного статуса, увеличение потока "въездного международного туризма", развитие внутреннего духовно-просветительского туризма, поддержание в надлежащем состоянии памятников истории и культуры. Россия обладает значительным потенциалом развития религиозного туризма.

Однако многие признают, что данный потенциал остается нереализованным. В числе причин можно назвать неразвитая инфраструктура; дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах; слабые пока еще связи между туристическими фирмами и религиозными организациями; недостаток в этой сфере квалифицированных кадров.

Разработка новых маршрутов к святыням, улучшение инфраструктуры, информированность должно послужить привлечению большего числа паломников (туристов) в нашей «живой истории». Объектами привлечения религиозных туристов являются свя¬тые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловле¬ны культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящи¬ми в определенное время года. При международных поездках ту¬ристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности.

На российском рынке туризма уже сформирова¬лись фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма. Только совместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурную среду обитания и комфортность