Культурный туризм в древности

Культурный туризм в древности. Древние греки были большими любителями путешествий, они охотно посещали дальние страны с целью получения знаний. Так, мудрец и философ Фалес Милетский более двадцати лет учился в Египте. В долине Нила с целью изучения побывали философ и математик Пифагор, законодатель Солон. Философ Платон, совершив дальнее странствие, по возвращении домой основал философскую школу.

Не только знания, но и красоты этих стран привлекали древнегреческих путешественников. Во времена Древней Греции и Древнего Рима было создано немало памятников художественной культуры, которые сегодня составляют коллекции лучших музеев мира. Интерес к собиранию произведений искусства появился еще у жителей древнегреческих городов-полисов.

Возникшие в то время первые «мусейоны» представляли собой храмы муз, содержавшие собрания произведений искусства, сакральных предметов и книг. Они еще не были музеями в современном понимании. В Древнем Риме, когда люди начали осознавать ценность культурного наследия прошлого, прежде всего греческого мира, формируются большие и малые частные коллекции греческого искусства, состоявшие из произведений, вывезенных с Пиренейского полуострова, или копий, изготовленных с греческих оригиналов.

В обществе зреет необходимость сделать эти коллекции общедоступными (8, стр. 25). В разных странах древних путешественников привлекали прекрасные архитектурные сооружения. Самые выдающиеся из них, поражавшие воображение людей того времени грандиозностью и великолепием, были названы «чудесами света». Их было семь. Это легендарные висячие сады Семирамиды в Вавилоне, которые попали в список «Семи чудес света» из-за своей красоты; храм Артемиды в Эфесе, по словам историка Ампелия, он «был самым большим, изысканным и величественным храмом на свете»; статуя Зевса работы греческого скульптора Фидия, знаменитая не столько размерами (12 м), сколько своим художественным достоинством; гробница Мавсола, а также Колосс Родосский — медная статуя у входа в гавань Родоса, более 70 м вышиной, изображавшая Гелиоса (бога солнца у древних греков), и мраморная башня маяка высотой около 180 м, построенная на острове Фаросе.

Понять чувства восхищения древних жителей Средиземноморья можно, взглянув на единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней, — египетские пирамиды.

Египет — страна пирамид — привлекал древних путешественников. Увидеть пирамиды было целью путешествий многих древних греков и римлян, которые старательно осматривали эти сооружения, не имевшие себе равных благодаря величественным размерам и неповторимости. Пирамиды донесли до нас свидетельства о древних «туристах», которые оставили на их стенах немало коротких надписей — «граффити». Таких надписей, относящихся к временам Древней Греции и Древнего Рима, известный египтолог Ж. Байе обнаружил более двух тысяч только у гробниц фараонов в Фивах. Геродот записал множество мифов, легенд, свидетельств о жизни египтян, об их правителях, праздниках и тяжелом труде народа.

Поражавшие чужестранца своим величием пирамиды, по свидетельству Геродота, были построены ценой неимоверных усилий. Фараон Хеопс вверг процветающую страну в пучину бедствий. Пожелав построить пирамиды, он, прежде всего, повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения.

Около ста тысяч человек было привлечено к этой работе. Часть египтян перетаскивала к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах, через реку они перевозились на кораблях, а другая часть тащила их дальше до так называемых Ливийских гор. Десять лет измученный народ строил дорогу, по которой тащили эти каменные плиты. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. На стенах пирамиды египетскими письменами было обозначено, что только на редьку, лук и чеснок, добавлявшиеся к основной пище строительных рабочих, было израсходовано 1600 талантов серебра.

Поражаясь масштабом описанных строительных работ, Геродот отмечает недовольство народа. Период царствования Хеопса продолжался 50 лет, и 56 лет потом правил его брат Хефрена, строитель второй пирамиды (4, стр. 69). Прошло время. Одни древние памятники безвозвратно погибли, оставшись лишь в легендах и сказаниях, другие лежат в руинах, но и есть те, что сохранились до наших дней, и по-прежнему привлекают многочисленных туристов. 2.3