Теоретические основы организации экскурсии

Теоретические основы организации экскурсии. Понятие и сущность организации экскурсии Понятие "экскурсия" согласно толкованию Б.В. Емельянова «являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен зада че раскрытия четко определенной темы». Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет свои признаки и особенности.

При отсутствии хотя бы одного из них она не может быть названа экскурсией.

Общими признаками для всех экскурсий являются: 1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток. 2. Наличие экскурсантов. 3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. 4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионны х объектов на месте их расположения. 5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту. 6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы. 7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов). Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д. При рас смотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями.

Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, услышать об этих объектах необходимую информацию, ощутить величие подвига, значение исторического со бытия, овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.

В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения. Умение видеть, как историческое восприятие заключается в следующем: 1. найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; 2. определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; 3. найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках — задача, всегда требующая больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые