Неизбежная исламизация мировой банковской системы

В начале этого года журнал «Эксперт» познакомил своих читателей с темой, которая до сих пор была известна лишь небольшому кругу специалистов, — с тем, как работают исламские банки. Дело в том, что принцип — кто не работает, тот не ест, в исламе соблюдается как вполне конкретная норма права, а не часть сугубо моральных принципов. Ключевой нестыковкой исламского и европейского (западно-христианского) подхода к хозяйственной жизни является разное решение о проценте (банковском и ростовщическом). Православие здесь оказалось как бы в стороне, так и не решив окончательно вопрос о допустимости взимать процент. Но ислам, в особенности ортодоксальный, однозначен в осуждении ссудного процента. Это — нетрудовые доходы, которые приравниваются к воровству. Исламские банки берут деньги не за ссуду, а за оказываемые услуги. Если говорить очень упрощенно, то они работают как некоммерческие организации, оправдывая свою деятельность произведенными затратами. Исламская банковская система сейчас составляет менее 10% мировой, но доля ее постоянно увеличивается.

Вообще идея нулевой ставки процента пришла с трех сторон. Кроме исламской банковской практики, есть еще две составляющие этой идеи. Одна — практика японской финансовой системы, когда длительное время Банк Японии выдавал ссуды банкам при нулевой ставке процента, иногда повышая ее от нуля до 0,5%. Японский опыт принято было расценивать как отрицательный. До тех пор, пока и американская финансовая система (под давлением терактов или нет — неважно) не пошла по тому же пути. Наконец, еще одна составляющая — теории так называемых депозитных денег, которые появляются и в мире, и в России, в том числе в Новосибирске.

Сразу после террористических актов предпринимались и вполне практические шаги. В ноябре Исламский банк развития собрал представителей четырех мусульманских стран (Бахрейн, Индонезия, Малайзия и Судан). Участники договорились создать Исламский рынок финансов (Islamic Financial Market — IFM). Вскоре к соглашению присоединится султанат Бруней, глава которого — самый богатый человек в мире. На январь 2002 г. назначена учредительная встреча, где будут определены организационная структура рынка и правила торговли.

Показательно членство в IFM Судана, который Госдепартаментом США заклеймен как «спонсор международного терроризма». Тень от этого вполне может упасть и на других членов исламского валютного рынка. Дополнительный штрих, оттеняющий идеологическую значимость IFM, — это согласованные требования участникам. Деятельность их не должна противоречить канонам шариата, они не имеют права инвестировать средства и вообще иметь дело с бизнесом, предметом которого являются табак и алкоголь, азартные игры, секс-услуги и порнография.

Сам факт внесения идейных требований в устав финансовой структуры предвещает отдаленную гибель для западной системы хозяйствования в большей мере, чем терроризм. Достаточно начать бороться за нравы в финансах, чтобы изменился их смысл. Новая мировая финансовая структура пока замалчивается, западная пресса относится к ней лишь как к частному событию на периферии мирового финансового рынка. А зря.

Одна из частных причин азиатского кризиса 1998 г. состояла в целенаправленном воздействии Администрации США на две страны: Индонезию и Малайзию. Раздражавшая ее инициатива премьер-министра Малайзии Махатира Мохаммада состояла в постепенном создании Азиатского валютного фонда через координацию деятельности центральных банков стран Юго-Восточной Азии и относительно обособленного рынка валюты. IFM составляет часть этой программы, а именно — создание двух торговых площадок торговли валютой: одной — в Бахрейне, другой — в Малайзии. Теперь уже в ближайшие месяцы нужно ожидать координационных совещаний руководителей центральных банков, по крайней мере пяти стран IFM. Но, скорее всего, в банковскую координацию будут вовлечены полтора десятка азиатских стран.

Сама задача создания Азиатского валютного фонда, при всей ее важности, также промежуточная. Она лишь шаг на пути к единой азиатской валюте («азиатскому евро»). К этому неоднократно призывали своих соседей не только Малайзия, но и другие страны региона, в частности Япония14 .

Вряд ли террористы ставят перед собой как цель исламизацию банковской системы во всем мире или раскол мировой валютной системы на три зоны: европейскую, азиатскую и американскую. Если говорить строго, о дальних замыслах террористов не говорится ничего, несмотря на обилие публикаций по теме. Но фактически мы вполне можем приблизиться к той ситуации, когда человек, взявший деньги взаймы для того, чтобы их не проесть, а пустить в оборот, будет вправе рассчитывать на вознаграждение. А при этом выбор у него будет всего из трех валют.

Впрочем, и тогда будет не вполне ясно — сделано это под давлением террора или сама мировая финансовая система вступила в новую фазу своего развития.