Технология и этапы подготовки новой экскурсии

 

Создание новой экскурсии (т.е. написание контрольного текста, составление маршрута, подбор объектов, написание технологической карты) по любой теме – сложный процесс, который требует кропотливой и длительной работы. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная и воспитательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний тех людей, которые ее разрабатывают, их компетентности, их умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: подготовки экскурсии, проведения экскурсии.

Оба этих процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Вся работа по подготовке новой экскурсии имеет два основных направления:

– разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

– подготовка экскурсовода (начинающего или уже работающего) к проведению новой для него, но уже разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое направление – процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии – это создание определенной ценности.

Вся подготовка новой экскурсии делится на две основные ступени:

– предварительная работа: подбор материалов для будущей экскурсии и их изучение; отбор объектов, на которых будет построена экскурсия;

– непосредственная разработка самой экскурсии, которая включает в себя: составление экскурсионного маршрута, обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор методических приемов показа и рассказа, составление технологической карты экскурсии. Заключительный этап – защита экскурсии на маршруте и утверждение руководителем фирмы.

В процессе подготовки новой экскурсии можно условно выделить основные этапы:

1. Определение цели и задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и составление библиографии.

4. Определение других источников информации, их изучение.

5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.

6. Поиск, отбор и изучение объектов.

7. Составление маршрута экскурсии.

8. Объезд или обход маршрута.

9. Подготовка контрольного текста экскурсии.

10. Комплектование «портфеля экскурсовода» (кино-, фоно-, фотодокументы).

11. Определение методических приемов ведения экскурсии.

12. Составление технологической карты экскурсии и схемы маршрута.

13. Заключение специалистов о тексте экскурсии и технологической карте.

14. Прием (сдача) экскурсии.

15. Утверждение экскурсии.

Краткое описание этапов подготовки новой экскурсии:

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Прежде всего, цель любой экскурсии – воспитательная, а также и познавательная. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и даются пояснения экскурсовода.

Например, в технологической карте экскурсии «Минск – спортивный» цель определена так: способствовать развитию понимания физического воспитания как одного из элементов общей системы воспитания, направленной на создание гармонически развитой личности; привлечь внимание к формированию здорового образа жизни; воспитывать чувство любви и гордости за свою страну, за свой народ.

Выбор темы. Что такое тема вообще? В.И. Даль толкует этот термин так: тема – это «положение, задача о которой рассуждается или которую разъясняют». Важно правильно выбрать тему экскурсии, которая заинтересовала бы экскурсантов (потребителя). Формулирование (формулировка) темы представляет собой краткое концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Например: «Старинные усадьбы Минщины» или «Руины стреляют» – это названия экскурсий, притом очень яркие, выразительные. Тема этих экскурсий: историко-архитектурная в первом случае; в другом – военно-историческая (о Минском подполье). Правильная формулировка темы позволяет сконцентрировать внимание авторов экскурсии на определенном круге объектов и событий, который должен быть освящен на последовательном и логическом изложении материала. Задача названия – заинтересовать экскурсанта. У одной и той же темы может быть несколько названий: «Минск – столица Республики Беларусь», «Минск – в прошлом и настоящем», «Вечерний Минск», «Минск и минчане» и т. д.

Отбор литературы: составляется список основной и дополнительной литературы.

Определение других источников информации –это и музейная экспозиция, государственные и личные архивы, фото-, фонодокументы, художественная литература и др.

Изучение источников литературных, архивных, статистических.

При изучении материалов по теме делаются следующие виды записей: выписки; тезисы; конспект – последовательное, логическое изложение содержания прочитанного.

В подготовке новой экскурсии значительное место занимает работа над содержанием экскурсии. Принцип научности требует разработки темы экскурсии с учетом достижения определенной отрасли нации. Так, например, экскурсия в Полоцк или по г. Полоцку, в Мир, Несвиж требует чтобы исторические события анализировались с позиции современной исторической науки. Факты и события должны получить правильную, научную оценку (например: экскурсия «Мемориальный комплекс Хатынь»). В экскурсии необходимо использовать только достоверные, тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме. При отборе материала будущей экскурсии следует отобрать материал только тот, который связан со зрительным рядом (т. е. объектами показа).

Участникам разработки новой экскурсии необходимо установить соотношение исследования и источника. Каждый день в мире создается большое количество источников. Экскурсовод не в состоянии даже бегло изучить все исторические источники, накопленные за века. С 1962 г. издавалось «Полное Собрание Русских Летописей», где 35-й том содержит белорусско-литовские летописи: Никифоровскую (по истории Великого Княжества Литовского), Супрасльскую (о Витовте и о борьбе Свидригайло с Сигизмундом, об отношениях Литвы с русскими землями), хронику Сурты - Трубницкого (об основании Могилева, о состоянии города в период Северной войны) и т. д. Очень много вышло книг по истории Великого Княжества Литовского, Беларуси за последние 15 лет.

Обращаясь к летописям, авторам экскурсии следует не забывать, что как историческому источнику им свойственен ряд недостатков:

– летописи не сообщают оценку исторических событий народными массами;

– летописи перенасыщены рассказами о придворной жизни, излишне усердно изображают княжеский быт;

– как правило, летописи составлялись несколькими лицами, это плод коллективных усилий деятелей средневековой культуры. Часто дополнялись, пересматривались монахами, делались вставки, производили перестановку и перемещение текста в угоду своему князю.

Нельзя обойти и такие близкие к экскурсионной работе записки путешественников (например, П. Шпилевского «Путешествие по Полесью и белорусскому краю»).

Нельзя не использовать газетные статьи и экскурсионные издания XVIII–XX вв., где можно всегда найти много интересного материала. Специфике экскурсии близки мемуары, их конкретность и образность, но при работе с этой литературой следует учитывать ее субъективность. Иногда мемуары одно и тоже событие или одного и того же человека оценивают по-разному: хвалебно или негативно, поэтому нужно учитывать позицию автора мемуаров, его служебное положение, кругозор и даже чувство такта. Привлекая сведения из исторических романов, не следует забывать, что писатель имеет право на художественный домысел, нарушить хронологию, даже отойти от правды факта.

Избранная тема экскурсии заставляет конкретно отбирать источники, те которые характеризуют определенный этап развития искусства, архитектуры, экономики и т. д., то что поможет экскурсоводу лучше понять сущность исторической эпохи. Тема экскурсии объединяет группу родственных источников. Подбирать и анализировать факты из подобных источников необходимо всегда с точки зрения тематической специализации.

Отбор источников при подготовке новой экскурсии необходимо связывать с отдельно взятой экскурсией действующей или разрабатываемой. Экскурсантам необходимо давать систему фактов, сопоставленных и проанализированных.

При разработке экскурсии необходимо ознакомится с экспозицией музеев, так как музей представляет собой хранилище памятников истории и культуры, расположенной по определенной системе. Следует хорошо изучить экспозицию музея, затем ознакомиться с документами, которые не вошли в экспозицию. Так, в разработке экскурсии «Руины стреляют» фонды и экспозиция музея истории Великой Отечественной войны легли в основу экскурсии, причем часть экспозиции музея была включена в экскурсию. В технологической карте была подтема, которая раскрывалась в музее (время пребывания в музее 30 минут). Ее проводил экскурсовод бюро. При включении осмотра музейной экспозиции целесообразно, чтобы всю тематическую или обзорную экскурсию проводил один экскурсовод. Только в этом случае будет обеспечена необходимая последовательность в изложении материала и четкая организация экскурсии.

Отбор и изучение объектов.Экскурсионные объекты классифицируются:

– по содержанию – одноплановые (растения, животные, произведения живописи, река, дом ); многоплановые (произведения архитектуры, лес, поле, улицы, площади города, связанные с историческими событиями);

– по функциональному значению – основные, на которых раскрываются подтемы, и дополнительные, которые оказывают во время переездов или переходов;

– по степени сохранности – памятники истории и культуры, не сохранившиеся полностью (костел Девы Марии, Мирский замок и т. д.), восстановленные или реконструированные, сохранившиеся полностью (Жировичский, Спасо-Ефросиньевский и др.)

При отборе объектов для использования в экскурсии можно использовать следующие показатели:

– познавательная ценность объекта, т. е. связь объекта с историческим событием, или жизнью и деятельностью людей, о которой идет речь в экскурсии;

– известность (популярность объекта). Например: дворцово-парковый комплекс в Несвиже, Софийский собор в Полоцке, Королевский замок в Гродно и др.;

– необычность (экзотичность) объекта, т. е. особенность, неповторимость памятника истории или культуры, исторического места (мемориал Хатынь, Буйничское поле под Могилевом и т. д.);

– выразительность, имеется в виду внешняя выразительность самого объекта или его взаимосвязь с окружающей средой;

– сохранность объекта, его подготовленность к показу (например, показать Мирский замок или развалины замка в Крево. События, проходившие в Кревском замке вызывают большие эмоции у туристов и его включают в экскурсию несмотря на то, что он представляет руины);

– месторасположение объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для проезда автотранспорта.

Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа, оказывают влияние на качество и эффективность будущих экскурсий. Чем больше объектов, тем более поверхностно будет освещена тема. Для городской тематической экскурсии не может быть более 15–20 объектов на 4–5 академических часов, на 3 часа – 10–12. Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Следует избегать однообразия в построении зрительного ряда.

Отбор экскурсионных объектов новой экскурсии заканчивается составлением карточки или паспорта объекта. В карточку вносятся сведения, характеризующие объект разносторонне (вид памятника, место битвы, обелиск, захоронение, скульптурный памятник). Затем вносятся следующие данные:

– наименование памятника;

– историческое событие, с которым связан памятник, даже события;

– местонахождение памятника, его почтовый адрес;

– описание памятника (автор, дата сооружения);

– источники сведений о памятнике и событий, связанных с ним;

– сохранность памятника (состояние);

– охрана памятника;

– в каких экскурсиях используется как объект показа;

– дата составления карточки, Ф.И.О. составителя;

После всей проделанной работы по отбору объектов для будущей экскурсии составляется маршрут экскурсии.