Ролевые игры и туризм

 

Итак, в последнее время получили развитие так называемые ролевые игры, которые проводятся как по произведениям в стиле «фэнтези», так и по конкретным историческим событиям. Это направление туризма на самом деле совершенно инновационное, рассчитанное на определенный круг людей. Участие в ролевых играх привлекает как детей, так и взрослых возможностью побывать в другой ситуации, попробовать себя в какой-нибудь роли. Мы советуем применять ролевые игры в качестве составных частей экскурсионных мероприятий для старшеклассников и студентов.

Ниже мы приведем несколько примеров ролевых игр по типу скорее исторических, которые привлекают к себе все большее внимание потенциальных участников.

Игра «Гардемаринка». Основана на реальных исторических событиях, нашедших отражение в литературе и кино.

Игра предполагает полное вживание всех игроков в реалии (литературные, исторические и киношные) отыгрываемой эпохи. Сами устроители игры определяют ее так: скорее всего что-то вроде смеси «политички» и «антуражки» с небольшой примесью элементов «мистериалок». Игра интересна для тех участников, кому хочется пару дней пожить жизнью персонажа, к примеру гардемаринов, окунутьсяв жизньXVIII в. с ее балами, фейерверками, интригами, дуэлями.

Мир игры не столько ближе к реальной истории, сколько к авантюрным и романтическим романам и фильмам. (За основу антуража взяты серии фильмов Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов» и «Гардемарины».) При подобных играх огромную роль играют костюмы. Не все могут позволить сделать себе абсолютно точный «прикид» того времени. Но, как уже было сказано, данная игра не является полной исторической реконструкцией. Главное, чтобы по виду человека можно было совершенно однозначно определить статус его персонажа. Если вы, к примеру, играете князя, то должны быть одеты в приличный камзол, а не эльфийский плащ или рыцарский костюм. Пусть даже этот камзол по покрою будет относиться к ФранцииXVII в., а не РоссииXVIII в., но он должен быть. Естественно, никакой джинсовой одежды. В качестве обуви возможно использовать цивильные коричневые или черные ботинки при условии, что молнии, застежки будут скрыты под одеждой.

Для удобства игроков организаторы рассылают всем участникам так называемые программки с предысторией игры. В данном случае она следующая.

1727 г. 5 февраля 1722 г. Петр I отменил все предыдущие законы престолонаследия, включая право земского собора. Отныне наследник престола стал назначаться только личным завещанием предшественника. 28 января 1725 г. он умирает, успев написать только «Отдайте все...», а дальше рука правителя замерла навсегда. Благодаря этому вплоть до воцарения Елизаветы в России длилось время, когда власть передавалась совершенно невероятными путями, это время историки позже назовут эпохой дворцовых переворотов. По любой логике наследником Петра I должен был стать его единственный прямой потомок-мужчина – малолетний внук Петр Алексеевич. Но разворовавшие казну «птенцы гнезда Петрова» во главе со светлейшим князем Меньшиковым его смертельно боялись. А ну как вырастет мальчик да и вспомнит, кто его отца, царевича Алексея, погубил. В итоге во главе России встает иностранка, мужичка, по слухам – тайная любовница светлейшего князя, вторая жена Петра I – Екатерина I.В1727 г. она смертельно заболевает. Соответственно, возникает вопрос о престолонаследии. Некоторые считают, что наследовать должна ее дочь, но опять голову поднимает оппозиционная старая аристократия, видящая законным наследником только Петра Алексеевича. Политическое противостояние заканчивается тем, что хитроумный Меньшиков добивается результата по принципу «и вашим, и нашим» – к власти приходит 12-летний Петр II, а его официальной невестой становится ... дочь Меньшикова (ничего, барон Остерман предлагал женить мальчика на его родной тете – Елизавете Петровне). Итак, в результате у власти фактически опять светлейший князь, возглавляющий тайный совет, который и управляет страной в связи с малолетством императора. Но Петр II не похож на своего слабовольного отца. Он абсолютно непослушен, назло всем вместо учебы занимается охотой, пьянками вместе с гвардейцами (вообще, гвардия в те времена играла решающую роль во всех переворотах, и многие из политических деятелей имели офицерские звания в Преображенском или Семеновском полку). Свою невесту малолетний император презирал, его круг общения составляли молодой князь Долгорукий, его собственная старшая сестра, 17-летняя тетя Елизавета Петровна. Для всех настал момент, когда появился шанс свергнуть ненавистного многим, вплоть до былых союзников, Меньшикова, а также подсунуть в постель (12-летнему ребенку!), а затем под венец собственную дочь, что даст шанс в будущем стать дедушкой будущего правителя.

Игра происходит по мотивам событий, показанным в фильме «Падение Голиафа» из сериала «Тайны дворцовых переворотов» Светланы Дружининой.

Мы привели вам пример обычной ролевой игры, основанной на реальных исторических событиях российской истории. При участии в таких играх молодые люди непременно должны познакомиться с подробностями этих событий, вот вам и новое направление в изучении истории своей родины. Для участия в игре люди порой приезжают из другого конца страны – вот это уже новое направление в туризме.

Еще один пример ролевой игры, правда, основанной на событиях далекой от нас страны – Северной Америки, являет собой «Путь на Запад». Эта игра основана на произведениях Фенимора Купера и проводится по преданиям индейцев Северной Америки в период колонизации.

Необыкновенно интересна игра «Калевала» , проводимая в районе села Спасская губа, в 60 км от Петрозаводска по Мурманской трассе. Эта игра уникальна и привлекательна тем, что поднимает целый пласт самобытной истории и обычаев народов северо-запада нашей страны. Целью игры является игровое моделирование жизни и мифологических представлений народов северо-запада, а именно Новгорода и карело-финского пограничья. Причем в основном уделяется внимание обычаям и традициям наших предков, их верованиям, т. е. всему тому, что мы называем мироощущением.

В программе с описанием игры говорится следующее.