Туристически-развлекательное направление

 

Природно-историко-культурный центр с музеефицированными археологическим и этнографическим комплексами должен стать одним из самых интересных и привлекательных объектов туризма. Для этого предполагаются создание традиционной экспозиции и показ реконструированных, желательно функционирующих комплексов.

В археологической и этнографической деревнях наряду с реконструированными комплексами могут работать мастерские по производству самой разной продукции. Очень интересный пример такой организации туристической деятельности имеется в болгарском городе Толбухин. Созданный в нем этнографический комплекс поставил и успешно решает задачи сохранения, осмысления и показа архитектуры, быта и экономического прошлого города конца XIX – начала XX вв. В состав комплекса входят реставрированные дома, каменные водоемы, ремесленные мастерские (медницкая, кузнечная, столярная, суконодельная, вязальная, ткацкая, скорняжная, резьбовая, ювелирная, переплетная, гончарная, бондарная, седельная, точильная, мастерские для музыкальных инструментов и болгарской национальной вышивки). В этих мастерских народные мастера по подлинным образцам и старой технике оригинальными инструментами вырабатывают произведения высоких художественных качеств. Посетителям предоставлена возможность ознакомиться с производственными процессами. На территории комплекса действуют лавки, в которых продаются буза и кренделя, а также винный погребок, трактир, кафе и торговый ряд, где болгарские и иностранные гости могут приобрести выработанные в народном стиле произведения ремесленников: обшитые жилеты, пестрые шерстяные чулки, хлопчатобумажные вышитые полотенца, мужские и женские меховые безрукавки, головные уборы, народные инструменты (гайды и кавалы), медницкие, ювелирные изделия и др.

Широко известным является археолого-этнографический исследовательский центр Памунки в США. Комплекс Памунки начал строиться в 1976 г. по инициативе вождей индейского племени памунки, остатки которого живут в резервации в бассейне одноименной реки в штате Виржиния. Памунки представляет собой музей истории племени и одновременно его культурный центр. Индейская деревня построена по образцу поселений доколумбовой Америки, т. е. до первой встречи индейцев с английскими колонистами-пионерами. В ней возрожден образ жизни, который в указанный период вели индейцы памунки. Тогда они добывали себе пропитание охотой, собирательством и огородничеством, выращивая кукурузу и овощи, изготовляли керамику, но не знали металлов. Интересно отметить, что экспериментаторы, пробовавшие вести образ жизни индейцев, обнаружили, что более всего их силы экономили орудия, которые полностью соответствовали индейским оригиналам.[8]

Деревня располагается не небольшом участке площадью 0,4 га, к которому примыкают небольшие обрабатываемые поля, на которых выращиваются традиционные сорта кукурузы, бобы, фасоль, подсолнечник, табак, различные сорта тыкв. Все виды работ производятся только инструментами, изготовленными по старинным индейским образцам. Вся деревня состоит из нескольких жилых комплексов, каждый из которых включает жилище на одну семью и примыкающую к нему хозяйственную часть (кладовую, мастерскую, один или несколько очагов, складские ямы и площадки, где выполняются разнообразные сезонные или повседневные работы). В каждом доме может разместиться семья из двух—четырех человек. Внутренний интерьер дома точно воспроизводит настоящие индейские жилища племени памунки. В его центре располагается очаг для приготовления пищи и обогрева. Несмотря на то что дома все сплошь деревянные, они хорошо держат тепло. Хотя тип индейских жилищ один, каждое из них имеет свои индивидуальные особенности. При сооружения каждого из них использовались различные материалы и технические приемы. Посреди деревни имеются общий большой очаг и место для собраний. Здесь обжигается керамика, проводятся совместные мероприятия и праздники, готовятся и подаются общие блюда.

По замыслу сотрудников, археолого-этнографический исследовательский центр Памунки не представляет собой раз и навсегда законченный комплекс. Между существующими строениями возводятся новые жилища с соответствующими хозяйственными комплексами, при возведении которых будут продолжаться различные эксперименты. По мере появления новых домов старые ремонтируются, перестраиваются или при необходимости переносятся. Таким образом деревня постоянно меняется. Соответственно, экскурсантов и туристов, посетивших ее вновь по прошествии некоторого времени, ждут новые знания и впечатления о жизни старинного индейского поселения.

Создание музеефицированных комплексов происходит на памятниках не только древней или средневековой истории, но и более близкого к нам времени. Так, в Ридли-Крик-Стей-Парке в графстве Делавэр штат, Пенсильвания (США) в 1974 г. начали воссоздание одной из ферм европейских колонистов, которые проникли на североамериканский континент в XVII–XVIII вв.[9]

Отстраивая ферму, экспериментаторы тщательно изучили все возможные исторические и археологические источники. Интересно, что при попытках следовать за оригинальной технологией выяснилось, что некоторые приемы приходится разрабатывать заново, так как в письменных материалах и археологических находках имеются многочисленные пробелы.

Кстати, это весьма распространенное заблуждение – считать, что все подробности истории нового и новейшего времени имеются в письменных источниках. Как показывает опыт историков и археологов практически всех стран, это далеко не так.

Современный туризм характеризуется повышением интерактивности, т. е. туристы и посетители уже не удовлетворены ролью только зрителей и слушателей – пассивных потребителей. Поэтому очень важным представляется вовлечение их в познавательно-воспитательный процесс в качестве участников.

Для желающих может быть организовано проживание в условиях, скажем, бронзового века или Средневековья, не говоря уже о возможности примерить натуральный костюм, оружие разных времен и народов, а также попробовать блюда, приготовленные по рецептам, технологии и в посуде далеких (да и не очень) эпох.

Сюда же входит организованное по желанию заказчиков участие в различных обрядах, ритуалах, исторических событиях.

Посетители археолого-этнографической деревни смогут не только познакомиться с экспонатами-подлинниками в основной экспозиции и приобрести репликации оригинальных вещей – этот вид туристических услуг традиционен и используется повсеместно. Инновацией является знакомство с живым процессом и технологией изготовления этих вещей (очень эффектным и эмоционально запоминающимся фактором является соблюдение всех элементов подлинности – мастера работают в костюмах и применяют инструменты соответствующих эпох). Развивая эту идею, можно предложить экскурсантам попробовать себя в этом процессе. Естественно, речь идет о несложных и безопасных видах производств. Участники одного из фестивалей по технологии древних производств (организатор проведения фестиваля – Энгельсский краеведческий музей под руководством директора С. И. Спиридоновой), стали того, насколько большой интерес может вызвать данное направление. Организованные перед краеведческим музеем г. Энгельса Саратовской области площадки, на которых мастера в присутствии зрителей вживую изготавливали наконечники стрел из камня, плели тесьму, лепили и обжигали керамические сосуды, ковали оружие, вышивали, привлекли большое количество прохожих, людей, не имеющих никакого отношения к проводимому мероприятию. Немногие из наших современников имеют представление о том, что и как изготавливалось даже нашими бабушками и дедушками. Поэтому люди независимо от пола и возраста часами наблюдали за происходящим. Но надо было видеть глаза и эмоциональное состояние зрителей, когда им предложили попробовать сделать вещи самим. Взрослые мужчины, подростки и дети оспаривали друг у друга право принять участие в этом процессе. Одновременно мастера из числа участников фестиваля и прохожих обменивались опытом.

В некоторых научно-туристических центрах туристов привлекают к участию в научных экспериментах. При этом выясняется очень много интересных фактов, например влияние антропологических, половозрастных и этнических особенностей на характер особенностей производства того или иного продукта.

Такая совместная деятельность не только развлекает и обучает туристов, но и приносит ощутимую пользу науке.

Помимо экспозиции, мастерских, киосков по продаже сувениров, печатной, рекламной и другой продукции центра, в нем обязательно должны быть кафе или другие пункты питания. Как показывает опыт, чем больше времени проводят экскурсанты и туристы на объектах (в музеях, комплексах, заповедниках и т. д.) и чем большим количеством услуг, предоставляемых на этих объектах, они воспользуются, тем больший (духовный, моральный, материальный и финансовый) положительный эффект получат все стороны туристической деятельности (объект, субъект, участник и т. д.).

В состав центра могут входить спортивные комплексы, игровые, в том числе и детские, площадки.

Весьма желательно его расположение на берегу водоема – озера, реки и т. п. В этом случае должны быть организованы пункты проката спортивного и водного инвентаря, пляж, прогулки на яхте, катере или лодке.

Одним из новых направлений в развитии современного человечества является создание новых оздоровительных психофизиологических методик. В настоящее время во многих городах создаются фитнес-центры, секции йоги, восточных гимнастик типа ушу, тайцзы и др. Организуются краткосрочные курсы по освоению методик оздоровления и омоложения (например, по системам М. Норбекова, Раджниша и др.). Центр может и должен иметь постоянные спортивные секции традиционных и новых направлений и организовывать временные курсы и семинары. Речь идет об оздоровлении системы жизнедеятельности современного человека. Представляется, что это одно из наиболее перспективных направлений в туристической деятельности может и должно войти в систему работы центра. Особо подчеркнем, что в данном случае речь не идет о восстановлении здоровья больных людей – для этих целей существуют соответствующие санатории, лечебницы и курорты.

Центр обязательно должен располагать гостиницей, а еще лучше – гостиничным комплексом (для иногородних туристов, а также для участников различных мероприятий). Оптимальный вариант – создание нескольких гостиничных зон, рассчитанных на разное количество и контингент гостей. Все это, несомненно, привлечет отдыхающих и, соответственно, увеличит доходы центра.

На базе центра предполагается создание бюро по организации культурного туризма, которое будет заниматься разработкой туристических маршрутов по области, региону и за его пределами с учетом в первую очередь задач пропаганды природного и историко-культурного наследия. Во время пеших, автомобильных, водных, конных и других экскурсий и походов, помимо познавательного отдыха и развлечений, под руководством опытного инструктора-специалиста может решаться проблема поиска новых и контроля за сохранностью уже известных памятников природы, истории и культуры.

Представляется, что в настоящее время этот вид активного отдыха и развлечений может стать одним из самых недорогих и доступных видов туризма и в первую очередь для российских граждан.

В состав центра могут входить не только комплексы, расположенные на его территории. На его базе вполне возможна организация различных походов, экспедиций, экскурсий самых разных категорий сложности и продолжительности по времени. Центр может располагать собственными филиалами или заключать договоры с владельцами «домиков в деревне» (агротуризм), сезонных или круглогодичных туристических баз в отдаленных районах региона или области, в которой он расположен («домики рыбака и охотника», экологический туризм).

Кроме маршрутов, на базе комплексных (например, геолого-палеонтолого-археологических экспедиций), в разных районах областей, могут быть организованы стационарные, полустационарные или временные летние или зимние лагеря, в первую очередь рассчитанные на семейный, молодежный и детский виды отдыха.

На базе центра вполне возможна разработка программ для приверженцев экстремального туризма.

Обладая разнообразными ресурсами, центру имеет больше возможностей создавать оригинальные турпродукты, а также работать с разными по составу категориями населения.

Основой развлекательного направления центра все же предпочтительнее избрать культурный туризм как один из наиболее универсальных, распространенных и перспективных видов туризма.

Однако его необходимо сочетать со всеми другими разновидностями сферы туристической деятельности. Так становится возможным решать сразу несколько задач – образовательно-воспитательную, оздоровительную, рекреационно-восстановительную, а также проблему сохранения, изучения и использования природного и историко-культурного наследия.

Развитие развлекательного направления работы центра будет способствовать решению одной из самых актуальных в наше время социальных проблем – занятости населения. Сфера обслуживания неизбежно потребует создания новых рабочих мест – от сторожей и уборщиц до специалистов высокого уровня в деле организации туристического бизнеса – менеджеров, туроператоров, турагентов, экскурсоводов, инструкторов и т. д.