Образы животных в баснях Крылова

Образы животных в баснях Крылова. Образы животных у Крылова можно сравнить с образами животных в сказках Салтыкова-Щедрина, где подчас, не зная историческую подоплеку, трудно угадать назначение этого образа в произведении.

Итак, выяснив, что образы животных несут в себе подчас целые характеры конкретных людей, можно выявить следующее: человек неотделим от своего социального положения, и образы животных можно классифицировать и как метафоры определенных социальных уровней.

Например, в басне «Лев и барс», где лев и барс – высшие слои общества, лиса и кот – чиновничество.

Сюда же можно отнести басню «Волк и ягненок». «У сильного всегда бессильный виноват» гласит мораль.

Образ ягненка не только аллегория слабости и беззащитности, но еще метафора определенного социального уровня, отражающая характер мелких чиновников.

Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня «Две собаки»), но и над самой опорой социальной лестницы – государственными институтами.

Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой», Ослом, Козлом, И косолапым мишкой». Действительно, что же ожидает такой квартет – государственный совет в будущем, если в его главу поставлены столь разные типажи. Широко также использует Крылов образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистическую основу крыловских басен.

Натурализм Крылова, связь его басен с народной основой придают его басням русский национальный колорит.

Образы животных (которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах) несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера. Для его создания Крылов использует также прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи разных сословий того времени. Например, в басне «Стрекоза и муравей» муравей говорит: «Кумушка, мне странно это…» «Так поди же, попляши». Стоит обратить внимание и на ритмику этой басни.

Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером – хореем. Крылов также применяет звукопись для создания «звукового» образа животных. Т. о. насколько глубоко восприняты и переработаны традиции аллегорической басни Крылова, он в тоже время обогатил русскую басню новыми реалистическими образами животных. Именно в баснях Крылова были разработаны принципы типизации, без которых невозможны были бы емкими сатирические образы у С Щ. в его сказочных сатирах, да и в «Горе от ума» сказались «русскость» и меткость великого баснописца.