Модель общества и модель человека: грани единого - раздел Транспорт, Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513 Возможно, Именно Ощущение Бездонности Межчеловеческого Бытия Обусловило Возни...
Возможно, именно ощущение бездонности межчеловеческого бытия обусловило возникновение наиболее сильной тенденции современной социологии: стремления «снять» проблему человека за счет повышенного интереса к его методам конструирования и интерпретации социальной реальности. Иными словами, вопросы «откуда"?» и «зачем?» уступают место вопросу «как, каким образом?».
,'•4-
* Schutz A., Luckmann Th. The Structure of the Life World. Evanston, III., 1973. P. 225.
69
Так, П. Бергер и Т. Лукман пишут об обществе как реальности одновременно и объективной, и человеческой, создаваемой людьми в процессе взаимодействия. «Именно двойственный характер общества в терминах объективной фактичности и субъективных значений придает ей характер «реальности sui generis»...»*. Исследование типов и структур этих субъективных ориентации, выстраивающих мир, —суть их научной перспективы.
Рассмотренная тенденция особенно отчетливо выражена в трудах ученых, которые трактуют социальное взаимодействие прежде всего какязыковое на основе здравого смысла. По мнению специалистов, в современной социологии вообще очевиден явный лингвистический излом, знаменующий новую научную парадигму**.
Сторонник этой тенденции, этнометодолог*** Гарольд Гарфин-кель, доказывая многомерность человеческого общения, вычленяет в нем непосредственно наблюдаемый разговор и лежащие в его основе молчаливо подразумеваемые смыслы.
Члены любой социальной группы пользуются основанными на повседневном опыте понятиями и суждениями об окружающем их мире, или, иначе говоря, здравым смыслом для того, чтобы извлекать смысл из происходящего.
Гарфинкель впервые употребляет термин «этнометодология» в 1945 г., изучая работу судей. Его интересовало, каким образом незнакомые друг с другом люди, не вдаваясь в технические тонкости механизма правосудия, способны принимать согласованные решения. К какому же выводу он приходит?
Основу деятельности судей составляет не столько следование «законности», сколько растерянность перед возникшей ситуацией. Не рациональное обсуждение всех обстоятельств случившегося, а оправдание post factum своего предварительного, сформулированного на основе здравого смысла решения является существом их деятельности.
Очевидности здравого смысла, пишет Гарфинкель, гораздо важнее для нашего понимания, нежели детальный анализ видимой информации о происходящем. Они аксиоматичны, структурированы, а потому подвластны социальному анализу.
Идеи Гуссерля о том, что логически необъяснимые предпосылки всякого опыта — скорее возможность конструирования действительности, осуществимая только как собственное, человеческое творческое усилие, в сложившихся обстоятельствах принимают
почти гротесковые формы, ибо пытаются сохранить свою жизненную силу в условиях структурализма. Последний же зиждется на поиске неких неосознаваемых глубинных структур, скрытых закономерностей знаковых систем, которым подчиняется человек.
Происходит довольно любопытная вещь. Несостоятельность многочисленных попыток «запереть» человека в границах изначально заданных характеристик, причин-условий его жизнедеятельности (скажем, в «школах одного фактора») настоятельно требует разрушения этой замкнутости, выхода человека за пределы предписанных границ в неизбежное для социологов социальное пространство. Однако и этого оказывается недостаточно. Человек уже не просто локализуется между «Я» и «Ты», «поглощается» социальной связью, но все более теряет свою одушевленную определенность в собственных порождениях.
Сама возможность социальной жизни видится уже в языковых универсалиях, взаимодействии элементов внутри разговора, языка. И все это результат, казалось бы, довольно невинного и вполне оправданного с научной точки зрения стремления локализовать человека в социальном пространстве. Стоит упустить из виду непреложную истину о том, что человеческая жизнь, пусть даже ограниченная социальной сферой, — это всегда путь, деяние, процесс самоосуществления, как научная г логика становится превыше реальности.
Вправе ли мы предположить, что разговор о человеке в принципе не актуален для социологии?
Нет, не вправе. Рассуждения о происхождении и характере со
циального, общечеловеческого по логике вещей предполагают по
нимание природы нашего бытия, сущности человека и смысла его
жизни. Более того, как показывает история теоретической социо
логии, их деликатное замалчивание не только ведет к легковеснос
ти авторских претензий на сколько-нибудь значимое представле
ние о действительности, но и злоумышляет против целостности
мировосприятия ученого и его человеческого достоинства*. Просто
те, кто решается на этот разговор, вполне разумно предпочитают
вести его в весьма своеобразной, чисто «социологической мане
ре», предлагая все ту же идеально-типическую, не существующую
в реальности модель человека, которая по сути близка их трактовке
общества. ,
* Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности, с. 35. ** См., например: Lemert Ch. Sociology and Twilight Man: Homocentrism and Discourse in Sociological Theory. Carbondale, 1979.
*** Этнометодология '— направление в социологии, которое изучает механизмы толкования людьми социального мира, скрытые, неосознаваемые, но тем не менее определяющие характер их взаимодействия,
70
* Общеизвестно, например, что 3. Фрейд никогда не пытался с помощью психоанализа, сексуальной энергии и бессознательного рассмотреть пути развития психологической науки, а тем более собственной научной деятельности. Свою теорию он считает справедливой только для объяснения жизни других людей, но не своей. Деление на «нас» — аналитиков и «них» — изучаемых притягательно, но, увы, невыполнимо.
71
Поскольку наиболее «удобным» для практической работы и социологического прогноза, как уже отмечалось, является структурное направление в современной социологии, то обусловленная им функциональная модель человека социального — Homo sociologicus — выглядит следующим образом.
Ее характер раскрыл голландский социолог Линденберг в акрониме SRSM*. Основу концепции «социализированного, исполняющего роли и подвергающегося санкциям человека», без сомнения, составляют взгляды французских просветителей, а затем и Дюрк-гейма на общество как реальность особого рода, малозависимую от личной инициативы и взаимодействия индивидов и обладающую по отношению к ним принудительной силой. В соответствии с этой перспективой общество структурировано в виде ролей, обладающих строго определенными характеристиками и обязанностями, поэтому задача и назначение его членов — адаптироваться к этим ролям, благо предписанные ролевые ожидания позволяют предвидеть поведение окружающих, а социализация и возможные санкции в состоянии предотвратить серьезные конфликты.
Достойным оппонентом Homo sociologicus становится Homo economicus — модель, разработанная шотландскими философами-моралистами, получившая развитие в трудах А. Смита и обретшая современные черты в работах У. Меклинга и К. Бруннера. Ее характер определяет акроним REMM, который можно перевести как «находчивый, оценивающий, максимизирующий человек»**. Его главный жизненный стимул — личный интерес, который в самом общем виде следует понимать как всепоглощающее стремление сохранить за собой право по своему усмотрению решать имеющиеся проблемы. Этот человек не слишком зависим от социального окружения, а его изобретательность в стяжании благ беспредельна.
Кратко описанные гносеологические модели суть доминанты, гармонически согласующие собой звукоряд человека социального. Можно спорить о достоинствах и недостатках обеих моделей, считая, например, первую жизнеспособной лишь в условиях стабильного общества и, следовательно, частным случаем второй. Можно рассматривать обе модели как восполняющие пробелы друг друга (себялюбец Homo economicus, разучившийся общаться с себе по-
* SRSM — Socialized, Role-playing, Sanctioned Man. Lindenberg S. An Assesment of the New Political Economy: Its Potential for Social Sciences and for Sociology in Particular//Sociological Theory. Spring 1985. P. 99—113.
"REMM — Resourceful, Evaluative, Maximizing Man. Meckling W.H. Values and the Choice of the Model of the Individual in the Social Sciences (REMM)//Schweizerische Zeitschrift fur Volkswitsch und Statistik. Bd. 4. P. 545-560; Вгиппег К., Meckling W.H. The Perception of Man and the Conception of Government/'/Journal of Money, Credit and Banking. Febr., 1977. P. 60—85.
72
добными и утративший свои потребности, волю к принятию решений и находящийся в анонимной зависимости от социального окружения Homo sociologicus). Их гибридом станет Homo socioeconomicus, но и он по-прежнему лишь приспосабливается, не преображаясь внутренне.
Удивительно точно подметил свойство предложенных моделей социолог и экономист П. Вайзе: «...homo sociologicus разучивает, ин-тернализует и играет свои роли с тихой радостью субъекта, для которого нет большего удовольствия, чем минимизировать разницу между должным и сущим; homo economicus с превеликим удовольствием максимизирует свою полезность и изыскивает все новые возможности для удовлетворения своих потребностей... Не шизофреник ли человек в социальных науках?»*
Полагаю, что ответить на этот вопрос следует отрицательно, но отнюдь не потому, что диагноз поставлен неверно. Дело в том, что состояние пациента можно определить лишь в том случае, если этот пациент.... существует как таковой. В рассмотренных нами моделях его попросту нет. Для Homo sociologicus реальны нормы, санкции, роли. Понятия, относящиеся к самому человеку, оказываются избыточными. Его участь — не «узнавание» себя в открытости другому, не рождение собственного «Я» в событии «Мы», но «подгонка» себя под имеющиеся стандарты. Все очевидной прозаично. «Сам человек может отсутствовать, его заменяют доводы разума и ожидания»**.
Рассмотренный нами сюжет — своего рода дисплей, на котором современные социальные теоретики могут увидеть свои победы и неудачи, а главное, еще раз продумать возможности и границы своей науки. Без сомнения, сознание пределов собственных возможностей — признак профессионализма. Назначение всякой научной деятельности — познание истины не как реальности в самой себе, открытой нам абсолютно и непосредственно, а как доступной в большей или меньшей степени нашему восприятию. Темболее это справедливо для выражения и передачи воспринятого, еще более преобразованного нами в процессе логической формализации.
Собственно всю историю социологии можно представить как решение единственного вопроса: что есть познание социального мира и насколько полным оно может быть? Искушение ответить на этот вопрос окончательно и исчерпывающе весьма велико, ибо невозможно быть убедительным без уверенности в самодостаточности своей модели. А значит, велика опасность отождествления последней с социальной реальностью как таковой, человеком как таковым. Грань здесь весьма деликатна, тонка и очень часто неприметна
* Вайзе П. Homo Economicus и Homo Sociologicus: монстры социальных наук: Пер. с англ.THESIS. — Осень 1994. —Т. 1i — Вып. 3. с 115—116. "Там же, с. 117.
для исследователей, стремящихся «до конца» разъяснить природу социальной жизни имеющимися научными средствами, что небезобидно. Как правило, это приводит к предпочтению причинно-следственных зависимостей (т.е. натурализму в его обновленных формах) любой недосказанности или сомнению.
Уподобляясь уайльдовскому Дориану Грэю, который пытался обрести покой, убив.сверхъестественную жизнь души в портрете, ученый, как правило, обретает вескую схему социальной жизни, лишая при этом человека его личностной целостности. Возникают необратимые изменения в самом познавательном процессе: люди теряют способность воспринимать друг друга в качестве... людей.
Поэтому очень важно помнить как минимум о двух вещах. Во-первых, всякая модель, как и модель человека социального, вводится в сферу социологического анализа неизменно на правахpetitio principii*. Она всегда высветляет нам одну из граней искомого, но никогда — его полноту в единстве многообразия. Логичность не значит истинность. Во-вторых, суть любого теоретического построения (упрощения) заключается в совпадении способа построения объекта исследования и понимания его сущности.
Именно воззрения на человеческое естество во многом определяют наши представления о социальном порядке и ценностях, ему подлежащих; в этом сложность критики любых социологических теорий, ибо оппонент волен не согласиться с определенными воззрениями, но не вправе отказать им в возможности существования.
Все темы данного раздела:
Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513
Общая социология:Учебное пособие/Под общ. ред. проф. О 28 А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 654 с. - (Серия «Высшее образование»).
ISBN 5-16-000176-Х
В учеб
ВВОДНЫЙ
Метод социологии: его возникновение и становление
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной.науки, И МЕТОД научных пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы исследовании определяем объект, предмет и метод данной науки.
Объек
Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе обусловили острую потребность в новой модели, типе социальных знаний.
Со
Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опытной модели научного знания в первую очередь претерпели естественные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила
Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии
Наша характеристика метода социологии скорее касается тенденций, перспектив социологического знания в целом. Мы «рисуем» некий идеальный образ социологической науки, подчас труднодостижимый, но
Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение
тип знания,идеологически нейтрального знания, незави-
добываемогосимого от социальной позиции исследователя
Принцип квалификации
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.
С одной стороны, колич
Теория и эмпирия как основные элементы современного социологического знания
Существуют два основных способа получения социологического знания: эмпирический (способ получения конкретных фактов о социальной действительности) и теоретический (способ описания и
Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем.
• Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожиданные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре
ИСТОРИЯ
Социологию и историю объединяет опора на факты. Социология, и это убедительно показал М. Вебер в своих работах по истории хозяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельно
О риске социологического поиска
История социологии по жанру близка к трагикомедии. Попытки познать природу общества и законы его жизни соседствуют здесь с добродушной улыбкой, иногда самоиронией, а порой откровенным разочаровани
История социологии или история социологии?
/. Дух естествознания в социологии
Оставив в стороне дискуссии о времени возникновения социологии, напомним, что название новой сферы познания — «позитивная» система знания
Общая социология
Итоги эксперимента, предпринятого Парсонсом, можно было предвидеть. Тем более что уже первые
Когда познание социального становится самопознанием
Итак, диалог неизбежен и необходим — и не только с единомышленниками, но (может быть, даже в большей степени) с оппонентами. В первую очередь, нас обязывает к этому элементарная профессиональная
Постановка проблемы
Социальная жизнь — это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди себе подобных. Но человек — явление биосоциальное. С одной стороны, нельзя не видеть, что это элемент живой природы, котор
Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального
В социологической науке сформировалось три основных подхода к решению проблемы соотношения природно-биологического и социального в общественной жизни.
1. Тяготение к абсолютизации природн
Природно-географические условия социальной жизни
Общество погружено в природно-географическую среду, которая является средой обитания социума и оказывает разнообразное воздействие на социум — об этом свидетельствует связь уровня жизни, обычаев,
Особенности биологии человека как предпосылка социальной жизни
Биологические особенности проявляются в двух аспектах:
• биологические особенности человечества, сделавшие воз можной социальную жизнь;
• биологические особенности
Начала социальной жизни
Важно, на наш взгляд, различать понятия «живое» и «животное». Живое —это то, что противостоит неживой, мертвой природе. Животное-f~■■это то, что не рефлексируется сознани
Социальное
Что отличает любое человеческое взаимодействие, любую человеческую форму коллективности от других сложных систем, от животной стаи в том числе? Чем отличается любое социальное деяние человека от
ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Проблема родового понятия в социологии
Приступая к научному описанию социальной жизни, необходимо прежде всего выделить ее своеобразные «первокирпичики», «складывая» которые, можно «выстроить» такие сложные социальные здания, как гру
Специфика социального действия
Проанализированная схема характеризует любые действия — и человека, который хочет заложить свой сад, и политического лидера, и предпринимателя, и отца семейства и т.д. Однако действия последних ор
Что такое социальная реальность?
Вычленив социальное действие из всей совокупности человеческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаментальное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное дейс
Социальная реальность — «парадоксальная» реальность
Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акторами, — межчеловечески
J Общая социология
Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выразиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, котор
Что и в какой степени обусловливает социальные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил
Проанализируем взаимодействия внесоциального и социального. Насколько организация социальных взаимодействий, критерии, нормы, которыми регулируются взаимоотношения акторов, обусловлены внесоциаль
Постановка проблемы
Социальные мыслители на протяжении многих веков стремятся установить способ определения основного своеобразия того или иного обустройства социальной действительности, сути организации социа
От «общины» к «обществу», от механической солидарности к органической
Первую довольно удачную попытку предложить подобный об щий знаменатель социальных связей, социальных действий (это понятие вошло в научный оборот позже) и на основе этого выде лить со
М. Вебер: от мира традиций к миру рациональных действий
М. Вебер, сделавший существенный акцент на социологическом анализе мотивации социального действия, сфокусировал свое внимание на степени участия рациональных элементов в процессе мотивации социал
К универсалистски-достиженческому обществу
Достаточно комплексную и емкую систему критериев социальных действий, их мотиваций предложил классик мировой социологии Т. Парсонс, который, по его собственному признанию, разрабатывая типовые пер
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: ФОРМЫ, ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ
Социальная связь
Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что человек множеством невидимых нитей связан с другими людьми, обществом. Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социа
Разновидности социальных взаимодействий
Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений.
Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулируют обмен в процессе самовозобновляемы
Принципы регуляции социальных взаимодействий
/. Принцип личностной целесообразности (так называемый принцип «минимакса»): Актор (индивидуальный или групповой) в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознафаждение и минимизиро
Социальная регуляция поведения личности в обществе
Рассматривая проблемы социальной регуляции, нельзя не видеть и тех существенных различий, которые обнаруживаются при сопоставлении механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, прямой
Средства обмена и их иерархия
Рассматривая социальные взаимодействия как обмен услугами, ресурсами, мы уже указывали, что в качестве затрат, или платы (со стороны того, кому оказана услуга), или вознаграждения (тому, кто оказал
Формы социальных взаимодействий. Власть
«Ассоциация— диссоциация» как основной тип социальных взаимодействий воплощается в конкретных формах интеракций. Рассмотрим наиболее важные из них, представив формы социальных взаимодейств
Институты: их роль в обществе и значение для социологии. Постановка проблемы
Социология — наука рациональная, лишенная мистики и чуждая фантастики, но чаще всего она призвана распознавать, объяснять чудеса, которыми наполнена социальная жизнь. Главное чудо, с которым мы име
Основные признаки институтов
Социальные институты — это исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды.
Социальные последствия (эффекты) институализации
Институализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни, которая приобретает принципиально иное качество.
Перв
ИиЦИАЛЬНАЯ
структурамналичие предуказывающих социальных структур личностьv ■'' (статусов, ролей) обусловливают проблему «личность и общество», «личность
Основные принципы функционирования системы социальных институтов
Очевидно, что учреждения социального института образования предназначены для обучения, института здравоохранения — для
232
заботы о нашем здоровье и т.п. Но это лишь п
СПЕЦИФИЧНОСТЬ
социальныхляется как внешнеорганизационно, так и внут- институтовреннерегулятивно.
Внешняя (организационная) автономия институтов выражается п
Анализ социальных институтов: основные принципы
О функциях того или иного социального института, как указывает вслед за Э. Дюркгеймом Р. Мертон, судят не по тому, какие цели преследуют люди, взаимодействуя с партнерами, а по тому, какие последс
Проблема устойчивости-изменчивости социальных институтов
Благодаря наличию социальных институтов будничная жизнь приобретает вид своеобразной «машины», в которой все функции расчленены, предуказаны обязанности, права, поведение, а успех общего дела завис
Социально-исторические типы социальных институтов
Современная социология, продолжая терминологическую традицию, заложенную М. Вебером и Т. Парсонсом, выделяет два основных типа социальных институтов: традиционные (образующие традиционное
Общая социология
ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖЕНИИ СЕБЕ ПОДОБНЫХ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
Солидаризация (интеграция) как способ повышения эффективности социальных ■ взаимодействий. Постановка проблемы
Человек повсеместно и каждодневно общается с себе подобными — решая бытовые проблемы, воспитывая детей, развлекаясь в кругу друзей, посещая лекции, выполняя рабочие обязанности и т.д.
С
Проблема общностей в социальной науке
Общности стали объектом научного анализа гораздо раньше, чем институты. Но особое внимание общностям, и прежде всего таким
Социальная общность как феномен. Разновидности общностей
Общность как целостность (как единое целое) представляет собой не какое-либо новое, особое телесное образование, а опреде-
Множества
На улице, в транспорте, на работе — везде человек ощущает присутствие других людей, что нередко создает впечатление общности. И первый образ коллективности, сообщности, который предстает в нашем в
Социальные группы в жизни людей
В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое — такое ^устойчив
НЕОБХОДИМЫ шГ u _i_ 1
социальные * Каков критерии эффективности социаль- ГРУППЫ? н°й группы, в каком случае она привлекатель-
на для Актора, а значит, и устойчива?
- • Нужно ли Актору ст
Основные признаки групповой общности: специфика групповых целей и духовно-культурной жизни
Способность группы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности (целевая, духовно-культурная, солидарно-интеракцио-нистская) в ней п
Внутренние и внешние
факторы интеграции группы*
Группа развивается как живой организм: взрослеет, крепнет, болеет, деградирует, рассыпается.
К примеру, семья во всех учебниках рассма
Многообразие социальных групп
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности — профессиональные
Общая социология
•
КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Культура и природа
Термин «культура» произошел от латинского слова cuttura и первоначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из глав
Культура — сознание — деятельность
КУЛЬТУРА И СОЗНАНИЕ: МЕНТАЛИТЕТ
Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что
Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, человеческого творчест
ИЦИАЛОПЬ1С .
Функции годаря культуре, ее символическим феноменам
культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож-
ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий
Культура: преемственность и социализация
В мировой социологии, антропологии еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная и духовная культура. Под материальной культурой пон
Культуры. Язык, типы социокультурной регуляции
Культура любого народа — это целостная сложноорганизован-ная система, основу которой составляют неизменные и воспроизводимые структурные элементы. Каждый элемент играет свою роль, выполняет свою ф
Основные социально-исторические типы
социокультурной регуляции •
■ г
Культура по своей структуре — крайне сложная и многообразная система. Но нас интересуют лишь те структурные элементы
Обществе
•„-г ••&#.,, '■*£•.' ■ t-~: . :
Шаблонный тип социокультурной регуляции не случайно назван нами социально-историческим, -^он возник на
Социального поведения
-^
МИФ КАК Первой собственно человеческой формой ори-
СОЦИАЛЬНОЕ ентации человека среди себе подобных была ми- ЯВЛЕНИЕ фология. Она представляет интерес для м
Особенности и социально-историческая роль религии
Примерно с VIII по II в. до н.э. произошел важнейший переворот в духовной жизни человечества* — формирование качественно иной, религиозной системы представлений о мире.
Это не только пред
Идеология
Внутренняя рационализация религии, секуляризация управления общественной жизнью, десакрализацйя духовной сферы неуклонно и неумолимо приводили, с одной стороны, к снижению авторитета и значимости
Ценности
В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведения, непосредственные
Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение
В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствуе
Типология девиации Р. Мертона
Способ адаптации
Одобряемые обществом цели
Одобряемые обществом средства
1. Конформизм
Общая социология
о
Q)
Целостность культуры и механизмы
ее воспроизводства ;;
Термин «варвар», который широко использовался еще в Древней Греции, для греков и римлян имел как бы двойной смысл: чужеземец и дикарь, невежественны
Многообразие культур
Говоря о культуре, мы обращаем внимание прежде всего на многообразие ее конкретных вариантов. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать с другими людьми, если бы в мире утвердилась одна
Общая социология
Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы
Раздел гуманитарной или социальной науки, посвященный изучению личности, всегда вызывает повышенный интерес читателей. И это понятно — человек стремится получить сведения, которые помогут ему лучш
Мир социальных статусов
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обусловливают пониман
ЛичнииIи
дый раз различные функции.
Это свойство любого индивида — например, первоклассник имеет статус ребенка с определенными правами и обязанностями по отношению к своим близким, статус
Социальные роли и поведение личности -
Одна из главных проблем социологии личности — определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внутреннего мира, желаний, стремлений и т.д. Может быть, справедливо утверждение,
ОБЩЕСТВО
Признаки общества
Признаки общества — это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, ин
Структурная композиция общества
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а выч
Общество как система
Моделируя структурную композицию, мы невольно начинаем рассматривать общество как систему, т.е. как целостность, элементы которой определенным образом упорядочены и связаны между собой. Однако объ
Как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, определяющих каче
Разрушение общества. Аномия
Разрушение общества — это утрата им способности воспроизводить себя, утрата своей качественной определенности, идентичности.
Распад Австро-Венгрии в начале XX в. и Советского Союза в кон
Развитие общества
Параметры, свидетельствующие о развитии общества, должны относиться к основным структурным уровням общества-системы,
526
быть необратимыми и устойчивыми. Можно выделит
Типология общества
Различия обществ проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (уровень стабильности, степень социальн
Основные черты традиционного и индустриального (современного) общества
Основные черты
Традиционное общество
Индустриальное (современное) общество
Доминирующий тип мот
Социальная дифференциация и социальное неравенство
Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психиче
Социальное пространство
Социальное неравенство в обществе обусловливает восприятие людьми социальных явлений и процессов в терминах пространствен ного соотнесения: «высшие и низшие классы», «продвижение по со
Основания социальной стратификации
Теории, призванные в рамках социологии дать научное объяснение основным принципам иерархического строения общества, называются теориями стратификации. Термин «стратификация» происходит от л
Профиль стратификации
Рассмотрим вертикальную последовательность положения социальных слоев в обществе. Сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможности наиболее полн
Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества
Современные социологические опросы показывают, что люди остро ощущают неравенство, имеют сложившееся мнение о социальной иерархии, достаточно определенно указывают на свое место в иерархической с
Социальная мобильность
Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствия внутри ее какого-либо движения. Как уже отмечалось, на различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого
Индивидуальная социальная мобильность
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политич
СОЦИОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ ЯВЛЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Социология организаций как специальная социолого-управленческая теория
социология
ОРГАНИЗАЦИЙ В РЯДУ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В наиболее общем виде социология организаций может быть определена как специальная со
Условия и предпосылки возникновения организации
и условия возникновения организации. процессы,
Организации
Хотя сфера деловых взаимодействий не являет- ся
Схемы наиболее распространенных структур организации
Рис. 1. Линейная структура организации
1 — руководитель высшего звена; 2
Внешняя среда организации и ее модели
представление Организация не может действовать изолирован-0 внешней СРЕДЕ но от внешнего окружения, от характеристик которого во многом зависят ее структура, формы и направления деятельности. Орган
Основные характеристики экономического поведения: социологический анализ
Традиция социологического анализа экономических процессов общества базируется на поведенческом подходе. В центре исследовательской деятельности находится категория «экономическое поведе
Типы и виды экономического поведения и их особенности
В социологической науке отсутствует строгая классификация различных видов экономического поведения. Это объясняется, с нашей точки зрения, неразработанностью самой категории «экономическое поведен
Общая социология
Институализация политической жизни
Становление политических институтов — процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно нового вида взаимодействия — политической власти, институализация которой и поло
Общество
затрат на обеспечение различных общественных работ, для созда ния страхового фонда, персонального потребления правителей и их приближенных. Необходимость в централизованных фондах был
Дифференциация политической власти
На ранних ступенях развития общества отношения политической власти были синкретичными, т.е. внутренне не разделялись на специфические сегменты, сферы управления.
Князья в Киевской Руси са
Легитимность власти
В политической истории можно наблюдать немало, на первый взгляд, парадоксальных явлений. Одним из них является покорность масс тираническим, тоталитарным режимам, которую трудно объяснить страхом
Новости и инфо для студентов