Начала социальной жизни - раздел Транспорт, Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФФИ №99-06-80513 Важно, На Наш Взгляд, Различать Понятия «Живое» И «Животное». Живое —Это ...
Важно, на наш взгляд, различать понятия «живое» и «животное». Живое —это то, что противостоит неживой, мертвой природе. Животное-f~■■это то, что не рефлексируется сознанием, не регулируется им, досоциальное в человеке. Речь идет прежде всего об инстинктах. Социальная жизнь противостоит животной, но вбирает в себя жизненные, живые начала. Однако у человека возникают принципиально иные механизмы организации жизнедеятельности, которые качественно преобразуют содержание и формы реализации этих живых начал.
Естественно, у человека и у животных много сходного. Всем живым существам присущи процесс обмена с окружающей сре дой, необходимость адаптации к окружающим условиям, от степе ни совершенства механизмов которой зависит судьба как индивида (особи), так и сообщества, и т.д. rt>,
Однако представляется дискуссионным утверждение этологов и генетиков, основывающихся на современных эмпирических данных об удивительном сходстве поведения человека и животных, о том, что очень многое, присущее, по общему мнению, только человеку и составляющее его преимущество, наблюдается и у животных, и, следовательно, социальная жизнь есть разновидность животной жизни, законы которой и доминируют в обществе.
С особой остротой это проявляется при обсуждении:
• соотношения инстинктивной и внеинстинктивной форм ори ентации и регуляции поведения животных;
• стадных сообществ животных, форм регуляции их стадного поведения.
Итак, каковы же начала социальной жизни, в чем их принципиальное отличие от начал животной жизни?
1. Индивид имеет определенные потребности, т.е. ему необходимы определенные блага для существования и развития в данной внешней среде (как природной, так и социальной). Говоря о потребностях, сделаем акцент на следующих моментах.
• Потребность представляет собой синтез заложенной в инди виде программы жизнедеятельности и конкретной окружающей сре ды. В программе жизнедеятельности потребность черпает свой био энергетический импульс, обретает неодолимость, силу жизненной необходимости. Вместе с тем потребности формируются и удовлет воряются в конкретной среде, приобретая форму (в том числе со-
циокультурную) и конкретное содержание, обусловленное этой средой.
Например, необходимость потребления пищи заложена в самой программе жизнедеятельности любого индивида. Но должная степень калорийности или витаминизированности пищи зависит от того, где живет индивид— на Севере или Юге, каким трудом он занят — умственным или тяжелым физическим, и т.д. То же можно сказать о формообразующем влиянии социокультурной среды. Известно высказывание К. Маркса о том, что в отличие от голода, испытываемого дикарем, голод цивилизованного человека удовлетворяется с помощью ножа и вилки, что выразительно подчеркивает синтезированный характер конкретной потребности в еде.
• Животные обладают лишь одной системой потребностей — потребностями развития организма и способны испытывать неудов летворенность, проявляющуюся в беспокойстве, раздражении и т.д., только лишь по поводу витальных основ существования.
2. Необходимость удовлетворения потребностей побуждает индивида к определенным реакциям, усилиям. Обратим внимание на следующие обстоятельства.
• Важн,о подчеркнуть единство потребности и усилий, действий индивида, цель которых — обеспечение удовлетворения потребно стей. Основой любых усилий, действий индивида является опреде ленная потребность.
• Принципиально важно, что у животных эти реакции носят преимущественно рефлекторно-инстинктивный, т.е. врожденно- стандартный, характер. Но многие этологи, утверждая, что совре менные исследования существенно расширили представления о роли внеинстинктивных форм поведения животных, приводят при этом весьма любопытные данные.
Научение (выработка свойств, навыков, которые не относятся к категории врожденных инстинктов). Каждый знает, что кошку или собаку можно научить реагировать на приказы хозяина, есть из определенной посуды, спать в определенном месте и т.д.
Более того, еще в 1912 г. Йеркс обнаружил способность чему-либо научиться даже у дождевого червя, научив некоторых особей поворачивать направо в Т-образном лабиринте: если червь поворачивал направо, он попадал в темный отсек, наполненный сырой землей; если же он поворачивал налево, то на него воздействовал слабый разряд электрического тока. Потребовалось более 150 проб, чтобы червь стал устойчиво поворачивать направо. Тем самым было доказано, что простая нервная система животных может накапливать информацию, способную изменять их поведение*.
Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. — М., 1992.
94
Научение резко повышает адаптационную способность особи и является методом внеинстинктивнои ориентации, адаптации мето дом проб и ошибок. . •*?
Обучение. У животных, в особенности у стадных, научение переходит в обучение, т.е. передачу наученного другим особям (обучает и кошка своих котят, и собака своих щенят). Но так как семейная опека у животных относительно кратковременна, то новому поколению передается лишь меньшая часть накопленной старшими информации, способной изменить поведение, повысить уровень адаптации к окружающим условиям. Новое поколение вынуждено пройти собственный путь проб и ошибок — в результате получается «топтание на месте».
Существуют и другие внеинстинктивные формы поведения животных, например использование орудий, в особенности обезьянами. Но обезьяна чаще всего не совершенствует орудия или же это совершенствование носит фрагментарно-интуитивный характер (укорачивание палки); обезьяна не коллекционирует орудия труда, не хранит их специально.
Сигнальная система является разновидностью символической информации. Трудно назвать стадное животное, птицу, которая не пользовалась бы сигналами беды, опасности и т.д. Но и здесь есть особенности — эта сигнальная система фрагментарна, она используется лишь в конкретной ситуации.
Животные, особенно обезьяны, обладают способностью к умозаключению, т.е. способностью улавливать логическую связь между различными элементами ситуации и принимать правильное решение, не прибегая к пробным действиям, производимым наудачу.
Но даже у обезьян способность к умозаключениям носит фрагментарно-ситуативный характер, т.е. они не используют, эту способность постоянно, это не основной тип их адаптации к окружающему миру.
Итак, современная наука доказывает, что животные также обладают внеинстинктивными формами ориентации. Однако в отличие от человека в жизни животных внеинстинктивное, наученное, обученное проявляется фрагментарно, ситуативно, и главная причина этого — кратковременность обучения животных. Здесь количественные различия переходят в качественные. Никто, кроме человека, не сумел создать устойчивую семью, а поэтому никто, кроме человека, не смог в течение длительного периода передавать накопленный личный и коллективный опыт, не прибегая к методу проб и ошибок. Семья — исходный пункт социальной жизни, а обучение, передача опыта, социализация — главный механизм поддержания и приумножения опыта, умений, способностей человека. Фрагментарно-ситуативные элементы внеинстинктивнои деятель-
ности у человека благодаря этому механизму начинают приобретать качественно новое, устойчиво-системное свойство.
3. Еще одно начало социальной жизни —удовлетворение индивидуальных потребностей посредством объединения усилий, сообщества. Ведущими признаками социальных явлений чаще всего считают их возникновение во взаимодействии индивидов, скоординирован-ность, упорядоченность. Но это характерно и для многих животных. «Во всяком случае, в сообществах как насекомых, так и позвоночных, — отмечает Я. Щепаньский, — имеют место явления дифференциации и разделения функций, иерархии, кастовости, факты общественного регулирования поведения отдельных особей, различного питания в зависимости от принадлежности к касте, разделения труда, «рабства». В сообществах позвоночных встречаются такие явления, как захват определенной территории и ее защита от вторжения других стад, своеобразная организация совместной жизни в зависимости от территории, «устройство» собственной территории и ее «обозначение», явления общественной иерархии и «власти», опеки и «воспитания», «супружеской верности» и т.д.»*.
Можно привести и другие примеры стадных форм жизни животных, напоминающие социальную жизнь людей (что и становится нередко причиной объяснения социальных норм животными инстинктами и т.д.). Например, как показали исследования, неравноценность особей по степени агрессивности, способности к доминированию создает иерархию (особенно среди обезьян), напоминающую государство.
Так, обезьяны могут объединяться, чтобы управлять стадом (геронтократия). У «хитрых» же макак замечена автократия, при которой вожак опирается на большую массу непризнаваемых «подонков», которые всегда поддерживают своего пахана**. Поразительное сходство с воинскими порядками демонстрируют павианы «на марше». Они (так же, как и люди) передвигаются в определенном порядке. Четко выделяется вооруженный авангард и арьергард, вожак идет чуть сзади авангарда, обоз с самками и детенышами укрыт со всех сторон.
Можно приводить множество примеров сходства стадных форм жизни животных и социальных форм организации людей — не говоря уже о «мудрости» животных, их «благородстве», «хитрости»,
* Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии, с. 23—24. Следует отметить, что термин «общественная жизнь» в отечественной социологической литературе употребляется для обозначения только "человеческих сообществ. Поэтому в приведенной цитате, если следовать нашей традиции, вместо определений, производных от слова «общество», нужно было бы использовать производные, к примеру, от слова «сообщество». Видимо, следует различать понятия «стадо» (животное сообщество) и «общество» (социальное сообщество). ** Дольник В. Непослушное дитя биосферы. — М., 1994, с. 155.
«клептомании», «жадности» и т.д., аналогичных социальным чувствам людей.
Справедливости ради приведем примеры и принципиальных отличий стадного поведения животных и социальной организации жизни людей. Лев, который одной лапой может сломать хребет быку или буйволу, никогда не использует этот прием в схватке с себе подобными — в этом животные выгодно отличаются от людей, которые способны уничтожать друг друга.
Сходств между стадными формами жизни животных и социальными формами организации жизни людей так много, что волей-неволей возникает вопрос, не является ли подобное сходство доказательством того, что истоки социальной жизни людей заключаются в стадных формах животных и что глубокое понимание организации социальной жизни, ее движущих сил, причин и т.д. возможно на основе изучения стадных форм жизни? Социальная жизнь людей получает сугубо биологическое обоснование, аргументацию. Но это одно из возможных логических объяснений подобного сходства. Есть и другое, на наш взгляд, куда более точное. Отметим два его аспекта.
• Подобное сходство объясняется тем, что, будучи живыми су ществами, и животные, и люди при (а) одинаковых давлениях внеш ней среды и (б) ограниченных вариантах выбора решения (в) вы нуждены одинаково адаптироваться. Сходство объясняется не тем, что животная стадность порождает человеческую социальность, а параллельностью возникающих реакций, форм адаптации живых существ на аналогичные (или же одни и те же) вызовы внешней среды.
Мы обращаем особое внимание на данное звено логической цепочки доказательств. Подобным образом нам придется объяснять многое в жизни человеческих сообществ. Внешние условия нам могут предоставлять ограниченное число функционально целесообразных решений, т.е. решений, которые обеспечивают реализацию той или иной функции.
Ограничено число вариантов соединения особей мужского и женского пола для продолжения рода, ограничено число вариантов организации жизни сообществ и т.д., и это становится одной из главных причин повторяемости, сходства не только между стадными формами животных и социальными формами жизнедеятельности людей, но и сходства социальных форм жизнедеятельности народов, которые не имели прямых контактов и не могли заимствовать друг у друга те или иные социальные формы и т.д.
• Другое обстоятельство, благодаря которому мы находим сход ство в социальном поведении, чувствах людей и стадном поведе нии животных, которого может и не быть в действительности, — антропоморфизм, т.е. присвоение животным чувств и мыслей, ха-
97
4 Общая социология
рактерных для человека. Мы приписываем животным определенные чувства, добродетели, которые характерны у людей в рамках системы разумной (внеинстинктивной) деятельности, как результат организации взаимодействий на основе вероятностных прогнозов, умения предвидеть реакцию партнера, переживать не конкретную ситуацию, а саму добродетель.
Итак, можно сделать некоторые выводы относительно характера сообществ животных и людей:
• организация животных в сообществе, взаимоотношения особей в нем, во-первых, обусловлены преимущественно живот ными инстинктами, не носят осмысленного, целенаправ ленного характера; во-вторых, устойчивые взаимодействия животных являются лишь фрагментарными, не представляя собой более или менее развитую целостную систему;
• некоторые виды животных образуют довольно постоянные со общества (в животном мире взаимодействуют самцы, причем только в двух случаях: при защите стада от хищников и при необходимости отстаивать территорию прокорма стада; кстати, по схожим причинам возникает и само стадо), однако только для человека жизнь в сообществе становится всеобъемлющим элементом его жизнедеятельности, определяющим качествен но новое состояние не только взаимодействий между людьми, но, по существу, и всей их жизнедеятельности в целом.
Следовательно, присущие человеку социальные начала обусловлены не только тем, что лишь человек обладает определенными потребностями, что лишь ему необходимо прилагать усилия для удовлетворения этих потребностей, что лишь у него эти усилия, как правило, объединены и скоординированы с усилиями других.
4. Все эти свойства — свойства живого, но лишь наличие еще одного начала — сознания придает жизни человека особое состояние — социальное.
Из философии известно, что сознание — это особая, присущая человеку способность отражать и (мысленно) активно преобразовывать мир. Социология же делает особый акцент на том, что сознание — это лишь человеку присущий способ ориентации в окружающей среде. Именно этот способ и определяет иную логику событий, иную логику действий, иное содержание связей, качественно преобразуя и систему потребностей, и систему реакций, и характер сообщества.
Проводя социологический анализ прежде всего с целью объяснения реальных социальных явлений, особенно важно отметить те социальные функции сознания, которые, на наш взгляд, являются решающим условием возникновения социального состояния, порождения социальной формы регуляции жизни.
98
Таких функций немало: способность соотносить полезность для себя и для других тех или иных явлений (действий, обстоятельств) путем умозаключения, не прибегая к пробным действиям, производимым наугад; умение различать общее и специфическое, что очень важно в дальнейшем для выделения своего «Я» из общности, и, наоборот, включения своего «Я» в общность, и т.д.
Но для понимания того, что же порождает социальную форму регуляции жизни, мы хотели бы сделать акцент на следующих фун кциях сознания. .->,
1. Реализуя свои опережающие способности путем мысленного преобразования реальности, воображения, сознание позволяет про гнозировать непосредственные и отдаленные последствия для себя и других предполагаемых действий.
2. Сознание способно (посредством биохимических механизмов) идеально побуждать к практическим действиям в соответствии с про гнозируемым, проектированным, предвиденным. Благодаря этому:
• возникает мотивационная сфера человеческой целенаправ ленной деятельности;
• формируется способность стимулировать себя к совершению определенных действий или, наоборот, сдерживать себя, т.е. способность осмысленной регламентации и регуляции сво ей деятельности на основе запретов и поощрений. _,,
3. Сознание посредством различных форм кодирования позволяет:
• аккумулировать накопленный опыт в виде информации и передавать ее другому человеку, поколению;
• передавать партнеру свой замысел, свои ожидания от его деятельности в виде просьб, предложений, приказов (ком муникация).
Данные функциональные возможности сознания (это, конечно, далеко не полный их перечень) как особого метода ориентации в окружающей среде являются решающей предпосылкой формирования и особого состояния жизни — социальной жизни.
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Начала социальной жизни
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Метод социологии: его возникновение и становление
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной.науки, И МЕТОД научных пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы исследовании определяем объект, предмет и метод данной науки.
Объек
Социальные условия
Ксередине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе обусловили острую потребность в новой модели, типе социальных знаний.
Со
Научно-теоретические предпосылки
Эволюцию от умозрительно-философской к рационально-опытной модели научного знания в первую очередь претерпели естественные науки. Напомним, первая (натурфилософская) модель в свое время породила
Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии
Наша характеристика метода социологии скорее касается тенденций, перспектив социологического знания в целом. Мы «рисуем» некий идеальный образ социологической науки, подчас труднодостижимый, но
Идеологическая нейтральность
Социология ориентируется на получение
тип знания,идеологически нейтрального знания, незави-
добываемогосимого от социальной позиции исследователя
Принцип квалификации
Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, — это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.
С одной стороны, колич
Ведущая роль теории
Ведущая роль теории сказывается прежде всего в следующем.
• Факты, даже тщательно отобранные, самые яркие и неожиданные, сами по себе бессмысленны; они не более чем статистика. Лишь теоре
ИСТОРИЯ
Социологию и историю объединяет опора на факты. Социология, и это убедительно показал М. Вебер в своих работах по истории хозяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельно
О риске социологического поиска
История социологии по жанру близка к трагикомедии. Попытки познать природу общества и законы его жизни соседствуют здесь с добродушной улыбкой, иногда самоиронией, а порой откровенным разочаровани
История социологии или история социологии?
/. Дух естествознания в социологии
Оставив в стороне дискуссии о времени возникновения социологии, напомним, что название новой сферы познания — «позитивная» система знания
Общая социология
Итоги эксперимента, предпринятого Парсонсом, можно было предвидеть. Тем более что уже первые
Модель общества и модель человека: грани единого
Возможно, именно ощущение бездонности межчеловеческого бытия обусловило возникновение наиболее сильной тенденции современной социологии: стремления «снять» проблему человека за счет повышен
Когда познание социального становится самопознанием
Итак, диалог неизбежен и необходим — и не только с единомышленниками, но (может быть, даже в большей степени) с оппонентами. В первую очередь, нас обязывает к этому элементарная профессиональная
Постановка проблемы
Социальная жизнь — это не что иное, как жизнь людей, жизнь человека среди себе подобных. Но человек — явление биосоциальное. С одной стороны, нельзя не видеть, что это элемент живой природы, котор
Природно-географические условия социальной жизни
Общество погружено в природно-географическую среду, которая является средой обитания социума и оказывает разнообразное воздействие на социум — об этом свидетельствует связь уровня жизни, обычаев,
Социальное
Что отличает любое человеческое взаимодействие, любую человеческую форму коллективности от других сложных систем, от животной стаи в том числе? Чем отличается любое социальное деяние человека от
Проблема родового понятия в социологии
Приступая к научному описанию социальной жизни, необходимо прежде всего выделить ее своеобразные «первокирпичики», «складывая» которые, можно «выстроить» такие сложные социальные здания, как гру
Специфика социального действия
Проанализированная схема характеризует любые действия — и человека, который хочет заложить свой сад, и политического лидера, и предпринимателя, и отца семейства и т.д. Однако действия последних ор
Что такое социальная реальность?
Вычленив социальное действие из всей совокупности человеческих действий, его поведения, выделим еще одно фундаментальное понятие социологии, на наш взгляд, производное от понятия «социальное дейс
Социальная реальность — «парадоксальная» реальность
Социальная реальность — это во многом невидимый, мысленно вычленяемый мир, это пронизывающая реально осязаемый мир, улавливаемая лишь мысленно сеть взаимоотношений между Акторами, — межчеловечески
J Общая социология
Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выразиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, котор
Постановка проблемы
Социальные мыслители на протяжении многих веков стремятся установить способ определения основного своеобразия того или иного обустройства социальной действительности, сути организации социа
М. Вебер: от мира традиций к миру рациональных действий
М. Вебер, сделавший существенный акцент на социологическом анализе мотивации социального действия, сфокусировал свое внимание на степени участия рациональных элементов в процессе мотивации социал
К универсалистски-достиженческому обществу
Достаточно комплексную и емкую систему критериев социальных действий, их мотиваций предложил классик мировой социологии Т. Парсонс, который, по его собственному признанию, разрабатывая типовые пер
Социальная связь
Вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что человек множеством невидимых нитей связан с другими людьми, обществом. Но в чем смысл этих связей, каково их внутреннее строение? В сложной сети социа
Разновидности социальных взаимодействий
Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений.
Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулируют обмен в процессе самовозобновляемы
Принципы регуляции социальных взаимодействий
/. Принцип личностной целесообразности (так называемый принцип «минимакса»): Актор (индивидуальный или групповой) в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознафаждение и минимизиро
Социальная регуляция поведения личности в обществе
Рассматривая проблемы социальной регуляции, нельзя не видеть и тех существенных различий, которые обнаруживаются при сопоставлении механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, прямой
Средства обмена и их иерархия
Рассматривая социальные взаимодействия как обмен услугами, ресурсами, мы уже указывали, что в качестве затрат, или платы (со стороны того, кому оказана услуга), или вознаграждения (тому, кто оказал
Формы социальных взаимодействий. Власть
«Ассоциация— диссоциация» как основной тип социальных взаимодействий воплощается в конкретных формах интеракций. Рассмотрим наиболее важные из них, представив формы социальных взаимодейств
Основные признаки институтов
Социальные институты — это исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды.
Социальные последствия (эффекты) институализации
Институализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни, которая приобретает принципиально иное качество.
Перв
ИиЦИАЛЬНАЯ
структурамналичие предуказывающих социальных структур личностьv ■'' (статусов, ролей) обусловливают проблему «личность и общество», «личность
СПЕЦИФИЧНОСТЬ
социальныхляется как внешнеорганизационно, так и внут- институтовреннерегулятивно.
Внешняя (организационная) автономия институтов выражается п
Анализ социальных институтов: основные принципы
О функциях того или иного социального института, как указывает вслед за Э. Дюркгеймом Р. Мертон, судят не по тому, какие цели преследуют люди, взаимодействуя с партнерами, а по тому, какие последс
Проблема устойчивости-изменчивости социальных институтов
Благодаря наличию социальных институтов будничная жизнь приобретает вид своеобразной «машины», в которой все функции расчленены, предуказаны обязанности, права, поведение, а успех общего дела завис
Социально-исторические типы социальных институтов
Современная социология, продолжая терминологическую традицию, заложенную М. Вебером и Т. Парсонсом, выделяет два основных типа социальных институтов: традиционные (образующие традиционное
Проблема общностей в социальной науке
Общности стали объектом научного анализа гораздо раньше, чем институты. Но особое внимание общностям, и прежде всего таким
Множества
На улице, в транспорте, на работе — везде человек ощущает присутствие других людей, что нередко создает впечатление общности. И первый образ коллективности, сообщности, который предстает в нашем в
Социальные группы в жизни людей
В целях повышения эффективности своих действий человек стремится вступить в сеть отношений, которая объединяет усилия людей, делает их способными выступать как единое целое — такое ^устойчив
НЕОБХОДИМЫ шГ u _i_ 1
социальные * Каков критерии эффективности социаль- ГРУППЫ? н°й группы, в каком случае она привлекатель-
на для Актора, а значит, и устойчива?
- • Нужно ли Актору ст
Внутренние и внешние
факторы интеграции группы*
Группа развивается как живой организм: взрослеет, крепнет, болеет, деградирует, рассыпается.
К примеру, семья во всех учебниках рассма
Многообразие социальных групп
Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности — профессиональные
Культура и природа
Термин «культура» произошел от латинского слова cuttura и первоначально означал возделывание, облагораживание земли. Слова «возделанное человеком», «облагораживание» определяют один из глав
Культура — сознание — деятельность
КУЛЬТУРА И СОЗНАНИЕ: МЕНТАЛИТЕТ
Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что
Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, человеческого творчест
ИЦИАЛОПЬ1С .
Функции годаря культуре, ее символическим феноменам
культуры (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож-
ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий
Культура: преемственность и социализация
В мировой социологии, антропологии еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная и духовная культура. Под материальной культурой пон
Культуры. Язык, типы социокультурной регуляции
Культура любого народа — это целостная сложноорганизован-ная система, основу которой составляют неизменные и воспроизводимые структурные элементы. Каждый элемент играет свою роль, выполняет свою ф
Основные социально-исторические типы
социокультурной регуляции •
■ г
Культура по своей структуре — крайне сложная и многообразная система. Но нас интересуют лишь те структурные элементы
Обществе
•„-г ••&#.,, '■*£•.' ■ t-~: . :
Шаблонный тип социокультурной регуляции не случайно назван нами социально-историческим, -^он возник на
Социального поведения
-^
МИФ КАК Первой собственно человеческой формой ори-
СОЦИАЛЬНОЕ ентации человека среди себе подобных была ми- ЯВЛЕНИЕ фология. Она представляет интерес для м
Особенности и социально-историческая роль религии
Примерно с VIII по II в. до н.э. произошел важнейший переворот в духовной жизни человечества* — формирование качественно иной, религиозной системы представлений о мире.
Это не только пред
Идеология
Внутренняя рационализация религии, секуляризация управления общественной жизнью, десакрализацйя духовной сферы неуклонно и неумолимо приводили, с одной стороны, к снижению авторитета и значимости
Ценности
В современном обществе духовные регуляторы социальной жизни имеют разнообразные конкретные формы: ценностные ориентации, идеалы, социальные установки, нормы, принципы поведения, непосредственные
Порядок. Отклоняющееся (девиантное) поведение
В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствуе
Типология девиации Р. Мертона
Способ адаптации
Одобряемые обществом цели
Одобряемые обществом средства
1. Конформизм
Целостность культуры и механизмы
ее воспроизводства ;;
Термин «варвар», который широко использовался еще в Древней Греции, для греков и римлян имел как бы двойной смысл: чужеземец и дикарь, невежественны
Многообразие культур
Говоря о культуре, мы обращаем внимание прежде всего на многообразие ее конкретных вариантов. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать с другими людьми, если бы в мире утвердилась одна
Мир социальных статусов
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обусловливают пониман
ЛичнииIи
дый раз различные функции.
Это свойство любого индивида — например, первоклассник имеет статус ребенка с определенными правами и обязанностями по отношению к своим близким, статус
Социальные роли и поведение личности -
Одна из главных проблем социологии личности — определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внутреннего мира, желаний, стремлений и т.д. Может быть, справедливо утверждение,
Признаки общества
Признаки общества — это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, ин
Структурная композиция общества
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а выч
Общество как система
Моделируя структурную композицию, мы невольно начинаем рассматривать общество как систему, т.е. как целостность, элементы которой определенным образом упорядочены и связаны между собой. Однако объ
Как целостности
Функционирование общества — это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, определяющих каче
Разрушение общества. Аномия
Разрушение общества — это утрата им способности воспроизводить себя, утрата своей качественной определенности, идентичности.
Распад Австро-Венгрии в начале XX в. и Советского Союза в кон
Развитие общества
Параметры, свидетельствующие о развитии общества, должны относиться к основным структурным уровням общества-системы,
526
быть необратимыми и устойчивыми. Можно выделит
Типология общества
Различия обществ проявляются как явно (язык общения, культура, географическое положение, политический строй, уровень благосостояния), так и не столь открыто (уровень стабильности, степень социальн
Социальная дифференциация и социальное неравенство
Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психиче
Социальное пространство
Социальное неравенство в обществе обусловливает восприятие людьми социальных явлений и процессов в терминах пространствен ного соотнесения: «высшие и низшие классы», «продвижение по со
Основания социальной стратификации
Теории, призванные в рамках социологии дать научное объяснение основным принципам иерархического строения общества, называются теориями стратификации. Термин «стратификация» происходит от л
Профиль стратификации
Рассмотрим вертикальную последовательность положения социальных слоев в обществе. Сколько надо выделить социальных слоев, чтобы стратификационный анализ общества был по возможности наиболее полн
Социальная мобильность
Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствия внутри ее какого-либо движения. Как уже отмечалось, на различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого
Индивидуальная социальная мобильность
В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политич
Внешняя среда организации и ее модели
представление Организация не может действовать изолирован-0 внешней СРЕДЕ но от внешнего окружения, от характеристик которого во многом зависят ее структура, формы и направления деятельности. Орган
Типы и виды экономического поведения и их особенности
В социологической науке отсутствует строгая классификация различных видов экономического поведения. Это объясняется, с нашей точки зрения, неразработанностью самой категории «экономическое поведен
Институализация политической жизни
Становление политических институтов — процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно нового вида взаимодействия — политической власти, институализация которой и поло
Общество
затрат на обеспечение различных общественных работ, для созда ния страхового фонда, персонального потребления правителей и их приближенных. Необходимость в централизованных фондах был
Дифференциация политической власти
На ранних ступенях развития общества отношения политической власти были синкретичными, т.е. внутренне не разделялись на специфические сегменты, сферы управления.
Князья в Киевской Руси са
Легитимность власти
В политической истории можно наблюдать немало, на первый взгляд, парадоксальных явлений. Одним из них является покорность масс тираническим, тоталитарным режимам, которую трудно объяснить страхом
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов